Введение
Глава I. Определение и история Интернета Определение История Интернета История рунета Социально-психологические аспекты сети Интернет Психологические особенности Интернет-коммуникации Социальная стратификация пользователей Интернета Сетевой социум Глава II. Функции и проблемы Интернета Экономическая функция Интернета Государственная политика в области Интернета Проблема авторства в Интернете Морально-этические аспекты сокрытия авторства в Интернете Юридические аспекты сокрытия авторства в Интернете Технологии сокрытия авторства в Интернете на современном этапе Глава III. Интернет-журналистика Сетевая журналистика Интернет-журналистика Сетевые СМИ Перспективы развития сетевой журналистики Интернет-реклама и электронный Public Relations Реклама e-PR Интернет как средство дезинформации Заключение Список используемой литературы (с) webNick 2003 |
Сетевой социум
Под сетевым социумом понимаем группу людей, взаимодействие кото-рых протекает преимущественно в глобальных компьютерных сетях. Обяза-тельной характеристикой сетевого социума является осознание своей общно-сти, члены социума связаны общей идеологией, традицией и т.п. Преимущественно возникновение сетевых сообществ происходит сле-дующим образом - создается та или иная программная оболочка, позволяю-щая осуществлять коммуникацию, потом на этот ресурс приходят пользова-тели глобальных сетей, в результате взаимодействия между постоянными пользователями этого ресурса социальный агрегат трансформируется в соци-альную группу. В большинстве коммуникативных ресурсов количество более-менее постоянных пользователей обычно невелико - не больше нескольких десят-ков. Как правило, эти социумы практически не имеют разветвленной соци-альной структуры - отношений зависимости-подчиненности и т.п. или нет, или они весьма слабо развиты. Обычно вся социальная структура ограничи-вается тем, что привилегированное положение занимает создатель или вла-делец ресурса. И вся эта привилегированность служит одной цели - обеспе-чить комфортность всем остальным членам группы - отключать от ресурса тех, кто мешает этому взаимодействию. В сетевых сообществах можно выделить следующие особенности. Да-же при первичном изучении бросается в глаза их нестабильность. Редко ка-кое сообщество существует в относительно стабильном составе больше од-ного-двух лет. Причины возникновения социальных групп в сети можно сформулиро-вать так: достижение индивидуальных целей становится возможным только через создание группы. Как правило, большей частью цель - получить инте-ресное или полезное общение. Так как одному общаться довольно затрудни-тельно, организуется группа. Эти группы не имеют некой внешней по отно-шению к самой группе цели. Весь смысл существования группы находится внутри ее самой, группа возникает для того, чтобы обслуживать интересы своих членов, и не более того. Как только участники группы "исчерпывают" друг друга, группа распадается. Все это, естественно, не относится к сетевым сообществам, имеющим внешнюю по отношению к группе цель - группам дистанционного обучения, различным коммерческим структурам, осуществ-ляющим деятельность посредством сети и т.п. Причин нестабильности подобных Интернет-групп несколько. Во-первых, специфика сетевого общения, которой мы касались раннее. Оно крайне обеднено: отсутствие телесности приводит к тому, что возможности презентации себя у человека в Сети крайне ограничены, человек может быть представлен только через текст. Естественно, при столь бедных средствах человек исчерпывается гораздо быстрее. С этим же связана и концентриро-ванность процессов межличностного взаимодействия во времени. Во-вторых, в реальной жизни любая группа взаимодействует во внеш-ней среде. Уникальность же сетевых сообществ и состоит в том, что они дей-ствуют при полном отсутствии внешней среды. Отсюда отвечать на требова-ния внешней среды невозможно, ибо она в принципе отсутствует. Все "раз-дражители" исходят изнутри, из самой группы. Однако следует иметь в виду, что проблема сохранения норм и тради-ций - больной вопрос больших виртуальных сообществ. Дело в том, что вир-туальные социумы существуют по принципу "здесь и сейчас". В офф-лайновых сообществах (форумах, конференциях) "работающими" являются последние по времени сообщения, архив мало кого интересует. Что касается он-лайновых сообществ (чаты, MUD), то их "сиюминутность" в доказатель-стве не нуждается. То есть, для передачи норм и традиций необходима каж-додневная передача их "старожилами" новичкам. Нормы и традиции социу-ма с каждым "обновлением состава" видоизменяются, иногда до полной про-тивоположности. "Индивид, - писал еще К.Маркс, - есть общественное существо. По-этому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непо-средственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни - является проявлением и утверждением общественной жизни" [33]. Пользователи могут быть представлены и как индивиды, вхо-дящие в социальные группы составляющие социум виртуальных сетевых со-обществ. Именно поэтому социальные общности в виртуальном пространстве объективны по своей природе и на них распространяется действие сущест-вующих в физическом мире законов развития социума, с учетом специфики виртуального пространства. Социальная общность киберпространства явля-ется формой общественной жизни людей, впервые в истории человечества носящей глобальный, наднациональный, надклассовый и надполитический характер. При этом локальные общности могут иметь национальную специ-фику, отражать особенности политических режимов своих стран и в этом со-стоит одно из проявлений диалектичность социальных отношений в вирту-альной реальности. Подведем итоги. Прежде всего, динамика распространения Интернет-коммуникации и, соответственно, повышения ее "удельного веса" в процес-сах коммуникации в целом не имеет аналогов. Причем эта новая форма ком-муникации имеет свои особенности, которые порождают появления нового типа людей, новых социальных общностей. |