Введение
Глава I. Определение и история Интернета Определение История Интернета История рунета Социально-психологические аспекты сети Интернет Психологические особенности Интернет-коммуникации Социальная стратификация пользователей Интернета Сетевой социум Глава II. Функции и проблемы Интернета Экономическая функция Интернета Государственная политика в области Интернета Проблема авторства в Интернете Морально-этические аспекты сокрытия авторства в Интернете Юридические аспекты сокрытия авторства в Интернете Технологии сокрытия авторства в Интернете на современном этапе Глава III. Интернет-журналистика Сетевая журналистика Интернет-журналистика Сетевые СМИ Перспективы развития сетевой журналистики Интернет-реклама и электронный Public Relations Реклама e-PR Интернет как средство дезинформации Заключение Список используемой литературы (с) webNick 2003 |
Социальная стратификация пользователей Интернета
Прежде всего, отметим, что, согласно целому ряду работ, специально посвященных анализу современных макросоциальных процессов [30], реаль-ность информационного мира оказалась весьма отлична от тех изначальных прогнозов, которые строились еще на заре его возникновения. Достаточно вспомнить, что за основание своих концепций классики теорий информаци-онного социума, такие как Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен, брали не объек-тивную реальность, а отношения человека с ней, иными словами - субъек-тивную переработку информации об этой реальности. Однако сейчас реальность отличается от прогнозируемой. Во-первых, оказалось, что формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и пере-работки информации (как это представлялось классикам), сколько новыми формами коммуникации. Прежде всего, в качестве наиболее общего изменения отмечают глоба-лизацию средств массовой информации и коммуникации. Именно она задает, по выражению Э. Гидденса, "мировой информационный порядок" [14], сущ-ностью которого становится насильственное распространение западной культуры по всему миру. В качестве другого специфического изменения выступает "трансфор-мация самой структуры коммуникативного опыта человека. Так в среде но-вых информационных технологий характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость "достраивания", конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним" [9]. В итоге все эти изменения привели к тому, что сегодня теоретики ин-формационного общества фактически отождествляют процессы коммуника-ции и развития социальных структур. "Таким образом, существенно изме-нился первый параметр оценки информационного социума: не информация, а коммуникация оказывается его "смыслообразующим стержнем" [9]. Во-вторых, изменения претерпела и вторая из классически выделяемых характеристик информационного общества, а именно "определения роли зна-ния как основы социальной стратификации. Эти уточнения и возражения группируются опять же по самым разным основаниям. Ряд возражений классической позиции Д. Белла состоит в том, "что процесс коммуникации в мире электронных технологий. Последний с его преобладанием готового программного обеспечения и соответствующим требованием все менее специализированных знаний, возносит на лидирую-щие социальные позиции определенный тип людей - обладающих разнооб-разием и гибкостью когнитивных стилей" [10]. В этой связи интересна также точка зрения известного отечественного теоретика постиндустриального об-щества, согласно которой формирование технократических элит связано не только и не столько с их "близостью к информации", сколько с объективны-ми изменениями социальной коммуникации. Так само возрастание скорости информационных потоков требует большей быстроты принятия решений во всех областях социальной практики, что может быть достигнуто только за счет их меньшей коллегиальности и большей конфиденциальности. Отсюда изменился и второй параметр оценки информационного со-циума: не уровень знания, а характер отношения к информации становится основанием нового социального неравенства. Таким образом, значимое влияние информационной компоненты на со-циум и на человека стало возможным лишь с момента их качественного из-менения, а именно появления для пользователей информации возможности активно участвовать в них. В силу этого информация как ценность общества нового типа определена не только и не столько своей массовостью или обще-доступностью, экономическим или политическим потенциалом, сколько воз-можностью персонализации, задавая для ее обладателя новые грани самооп-ределения. Кроме вышеназванных Интернет-коммуникацию следует оценивать как социальную среду в силу многих причин. А именно - наличия специфи-ческого языка взаимодействия ("смайликов", аббревиатур, удвоения глаго-лов, повышенной вербализации различных аспектов телесного опыта и пр.); специфических норм взаимодействия (допущения большей раскрепощенно-сти, следовательно, - как большей агрессивности, так и дружелюбия); изби-рательной трансляции социальных стандартов (так, например, большая часть "виртуальных персон" наделяется атрибутами физической красоты и силы); социальной иерархии, в основе которой лежит возможность влияния на ход коммуникации. Здесь интересен сопоставительный анализ мотивационных особенно-стей зарубежных и отечественных пользователей. По результатам различных социологических опросов (Мониторинг. Ру, РОЦИТ, АРПИ и др.) для ядра русскоязычной аудитории Интернета характерна следующая структура инте-ресов. Наука и образование интересуют около 40% пользователей, на втором по популярности месте - новостные ресурсы (более 30%); минимальные по-казатели характерны для потребительского поведения в Интернете - приоб-ретения товаров и услуг. Эти данные могут иметь разнообразные объяснения. Во-первых, по сравнению с остальными секторами Интернета, ядро русскоязычной аудито-рии значимо отличается по своему образовательному статусу в пользу лиц с законченным высшим образованием. Во-вторых, для российской аудитории в целом характерно большее доверие к Интернет-ресурсам как к СМИ. В-третьих, в силу ряда социально-экономических причин ресурсы, связанные с Интернет-торговлей, еще крайне недостаточно представлены в Рунете и не завоевали доверия потребителя. Но не следует забывать о характере определенных технологических особенностей Интернет-коммуникации, в частности - ее возможной аноним-ности. В основе этой точки зрения лежит многократно доказанный социаль-но-психологический факт деиндивидуализации поведения человека в услови-ях анонимного взаимодействия. Интересной попыткой его проверки в усло-виях Интернет-среды являются экспериментальные работы Р. Спирса и Т. Постмеса [16]. Утверждается, что в условиях анонимности, обеспеченной Интернет-коммуникацией, человек не теряет чувство "Я", а переходит от персонального уровня идентификации к социальному. На уровне поведения это проявляется в повышенном стремлении ориентироваться на групповые нормы, а при отсутствии их явного обозначения - на социальные нормы бо-лее высокого уровня общности. По результатам многочисленных исследований Интернет необходимо рассматривать как молодую и молодежную среду: наибольшее количество пользователей Рунета, в частности, составляют молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет. Данные результаты представляются очень важными как для журналистов, так и для специалистов из других областей. Данные по количеству женщин и мужчин среди испытуемых так же подкрепляются результатами других исследований: женщины в середине 1999 года составляли приблизительно 20-30% всех пользователей Рунета. При этом по прогнозам канадской исследовательской группы Angus Reid Group в 2000 году предполагаются большие демографические изменения в отношении мужской и женской части пользователей Интернета: впервые ко-личество женщин среди новых Интернет-пользователей может превзойти ко-личество мужчин (54% к 46%). В апреле 2000 года в сети Интернет насчиты-валось приблизительно 41% женщин [1]. А учитывая, что Рунет является ча-стью и копией Интернета, то вполне логично предположить, что подобные тенденции, скорее всего, затронут и Рунет. Если говорить об образовании пользователей Рунета, то и тут наши данные таковы: подавляющее большинство составляют студенты и люди с высшим образованием (73,6%). Что касается типа образования, то преоблада-ет техническое образование (54,5%), затем следует гуманитарное (20,9%). Эти данные объяснимы тем фактом, что для полноценной работы Интерне-том необходимы немалые знания, как самой сети, так и компьютера. Этими же данными объясняется и положение респондентов в обществе: служащие (41,8%), студенты (35,5%). Учащиеся, рабочие и безработные представлены меньше (всего 21,8%). Малоизученным, но интересным представляется вопрос о наличии се-мьи у пользователей Рунета: холостых/неженатых - 70,9%, а жена-тых/замужних и разведенных вместе - 29,1%. Немаловажным является и тот факт, что среди пользователей Рунета только 27,3% имеют высшее "компьютерное" образование. Больше же поло-вины респондентов (60%) считаются самоучками в области компьютеров. Что касается оценки роли компьютера на данном этапе в жизни поль-зователей Интернета, то ответы распределились практически равномерно по всем вариантам (работа, развлечение, помощник, источник знаний и инфор-мации). Это говорит о том, что пользователи Рунета не довольствуются толь-ко отдельными возможностями компьютера, а используют его во всю его компьютерную мощь. Кстати, наибольшее количество голосов получила роль компьютера как источника знаний и информации (85,5%). Этот факт хорошо иллюстрирует такую тенденцию изменения роли компьютера в жизни людей вообще: из рабочего инструмента (в самом начале своего существования) и игрушки (до недавнего времени) компьютер все больше играет обучающую и информационную роль в жизни общества. А это уже, в свою очередь, под-тверждается фактом все большего распространения внедрения компьютера в самых разных областях деятельности человека. Вполне логичным является вывод, что в дальнейшем компьютер будет играть все большую и большую роль в жизни общества. Если попробовать написать "портрет" среднестатистического пользо-вателя Рунета, то скорее всего получится следующее описание: это молодой мужчина (от 19 до 25 лет), студент или уже получил высшее образование, причем скорее всего техническое; живет он где-то в европейской части Рос-сии; он холост, в области компьютеров самоучка, имеет дома компьютер, выше всего оценивает свой пользовательский уровень знаний, за компьюте-ром проводит от 30 до 50 часов в неделю, в равной степени одинаково ис-пользует все возможности компьютера; за компьютер впервые сел в средних классах школы или у друзей дома, причем встречи в самом начале знакомст-ва с компьютером, и встречи сейчас - желанны; заканчивает работу с компь-ютером или с положительными чувствами, или с сожалением из-за расстава-ния, в будущем приписывает компьютеру большую роль как в мире вообще, так и в своей жизни в частности; положительно относится к приобщению женщин к работе с компьютером, но считает, что мужчины работают все-таки лучше, хочет иметь супруга профессионала-программиста или хотя бы пользователя. Обозначим разницу между мужчинами и женщинами в среде Интернет. Самое первое, бросающееся в глаза отличие мужчин от женщин: тип образования. Среди женщин гораздо больше людей с гуманитарным образо-ванием, в то время как среди мужчин преобладает технический тип. Различие достоверно на 1%-ном уровне, т.е. вероятность того, что различия все-таки недостоверны, составляет 1%. Эти цифры демонстрируют тот факт, что Ин-тернет из области работы и общения узкого круга специалистов все больше начинает напоминать структуру реального общества и тенденции в нем. Из-вестно, что среди женщин большинство имеет гуманитарное образование, и, следовательно, вполне логично предположить, что в Интернете женщины бу-дут представлены в большинстве именно "гуманитариями". Интересно отметить, что среди женщин ни одна не отнесла себя к сис-темным программистам, и только одна назвалась программистом. Почти все женщины отнесли себя к пользователям. В то же время среди мужчин было выявлено: " системных программистов - 31%; Во многих исследованиях обнаруживается разница между мужчинами и женщинами за компьютером и их отношением к этой области действитель-ности. Следовательно, вполне правомерно говорить о наличии на современ-ном этапе половых различий в сфере компьютерных технологий. А между молодежью и людьми старшего поколения были обнаружены следующие отличия: " среди взрослых гораздо больше людей с техническим образованием, в то время как среди молодежи больше доля людей с гуманитарным типом. Похоже, это объяснимо динамикой развития и распростране-нием в последнее время гуманитарных наук, поэтому вполне логич-но, что молодежь нередко предпочитает именно их; " среди молодежи больше, чем среди взрослых, доля самоучек; " подавляющее большинство взрослых (86,7%) общаются с компью-тером на работе, среди молодых же 80% работают с ним дома. Это можно объяснить тем фактом, что большинство взрослых обозначи-ли свои первые встречи с компьютером как обязательные, а среди молодежи эта цифра составляет 68,3%.Вероятнее всего, взрослым пришлось пережить плановое, т.е. насильственное внедрение ком-пьютеров в их жизнь, в то время как на современном этапе моло-дежь уже с самого начала сама хочет работать с компьютером; " молодежь практически единогласна во мнении, что в будущем ком-пьютер будет играть очень большую роль, тогда как взрослые не от-водят компьютеру такую уж ведущую роль (только 64,9% согласны с молодежью, остальные же не так в этом уверены); " считает вполне обычной работу женщин за компьютером большин-ство взрослых, радостно удивлены этим большинство молодежи. Похоже, что немалую роль тут сыграл жизненный опыт; " в среднем молодежь проводит за компьютером больше времени, чем взрослые (соответственно "50 часов в неделю и больше" и "40-50 часов". Последняя цифра, кстати, очень похожа на средний показа-тель работы с компьютером в пятидневную рабочую неделю, т.е. на рабочем месте). |