Введение
Глава I. Определение и история Интернета
Определение
История Интернета
История рунета
Социально-психологические аспекты сети Интернет
Психологические особенности Интернет-коммуникации
Социальная стратификация пользователей Интернета
Сетевой социум
Глава II. Функции и проблемы Интернета
Экономическая функция Интернета
Государственная политика в области Интернета
Проблема авторства в Интернете
Морально-этические аспекты сокрытия авторства в Интернете
Юридические аспекты сокрытия авторства в Интернете
Технологии сокрытия авторства в Интернете на современном этапе
Глава III. Интернет-журналистика
Сетевая журналистика
Интернет-журналистика
Сетевые СМИ
Перспективы развития сетевой журналистики
Интернет-реклама и электронный Public Relations
Реклама
e-PR
Интернет как средство дезинформации
Заключение
Список используемой литературы


(с) webNick 2003







Психологические особенности Интернет-коммуникации

Поговорим теперь более подробно о коммуникации в Сети.

Вот как определяет этот феномен в своей обзорной работе А. Жичкина: "Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконферен-ция, чат, MUDs и переписка по e-mail" [18]. Соглашаясь в целом с предло-женной автором классификацией, нам кажется целесообразным уточнить, что off-line формы коммуникации можно дополнить еще и упоминавшимися уже гостевыми книгами, а в on-line формах развести IRC и веб-чаты (это разные формы и вторая по предоставляемым возможностям гораздо шире первой). Кроме того, можно добавить такую популярную в последнее время форму коммуникации, как ICQ, и "Active Worlds", представляющих собой попытку соединить чаты с реальным трехмерным изображением собеседников и ок-ружающего мира. Кроме того, замечу, что в русском Интернете такие формы, как MUDs и "Active Worlds" не получили широкого распространения, по крайней мере, их популярность несопоставима с популярностью чатов и ICQ.

Некоторые Интернет-СМИ в своей работе используют онлайн формы коммуникации, в первую очередь веб-чаты. Направления различны: от про-ведения различных пресс-конференций до регулярных встреч коллектива из-дания с читателями.

К сожалению, типов сетевой коммуникации в русском Интернете не так много. Еще в период становления рунета одновременно с созданием ин-формационных ресурсов, для которых коммуникативность являлась важной, но все-таки второстепенной функцией, появились Интернет-ресурсы, ориен-тированные исключительно на общение, своеобразные "территории чистой коммуникации" [18]. Сначала это были многочисленные конференции (или форумы), потом к ним добавились IRC, позже - веб-чаты.

Отсутствие режима "реального времени" и ограничений на объем со-общения делает конференции более удобным для обсуждения тех или иных проблем, как правило, они представляют собой тематические дискуссии. Ча-ты же, даже при декларировании тематики общения очень редко остаются тематическими, общение в режиме реального времени делает глубокомыс-ленные беседы проблематичными. Обычно общение в чатах производит впе-чатление свободного, бесцельного общения, в котором обмен высказывания-ми осуществляется единственно для поддержания контакта.

Отмеченные выше формы сетевого общения различаются не только по своей интерактивности, направленности коммуникации, но и по степени от-крытости. Условно их можно разделить на публичные и приватные. Первой особенностью "доверительного" общения является то, что обычно оно не яв-ляется публичным и протекает в приватных формах коммуникации.

Многочисленные исследователи [8] отмечают, что в виртуальных со-циумах людей как таковых нет, скорее следует говорить о виртуальных об-разах, созданных реальными людьми. В силу изначальной анонимности и не-видимости, являющихся следствием отсутствия визуального ряда в сетевых коммуникациях человек обычно творит себе виртуальный образ сообразно своим желаниям и возможностям.

Рано или поздно, но каждый Интернет-пользователь старается про-биться к реальному человеку, стоящему за заинтересовавшим его виртуаль-ным персонажем.

Сетевой этикет в России находится еще в стадии формирования, одна-ко уже существуют общепринятые нормы поведения в виртуальном социуме. По одной из этих норм, публично задавать вопросы о возрасте, подлинном имени и т.п. собеседника считается как минимум неделикатным - каждый сообщает о себе столько, сколько считает нужным, а подобные вопросы тре-буют приватности. Для большинства "виртуалов" переход от публичного общения к приватному накладывает на собеседников определенные обяза-тельства. Насколько в публичных коммуникациях распространенны мисти-фикации, розыгрыши, провокации и т.п., настолько в приватном общении ложь "вне закона". Образно говоря, приват - это зона правды, зона взаимно-го доверия. Там позволительно не ответить на вопрос, но не солгать.

"Все это стало возможным благодаря начавшемуся еще в прошлом столетии процессу трансформации опыта сознания, фундаментальных сдви-гов в формах человеческого мышления... Вера в бога сменилась верой в тех-нический прогресс, однако возрастающая значимость рационального начала в жизни человека имела своим следствием обеднение начала эмоционально-го" [38].

Наряду с этим в ХХ веке мы наблюдаем рост урбанизации, распад тра-диционных форм семьи, частую смену работы и места жительства, ставших нормой. Все это привело к изменению ритма жизни и увеличению числа со-циальных контактов. "Однако количественный рост сказался на качестве - при увеличении числа социальных контактов, снизилась их глубина, эмоцио-нальная окрашенность. Подавляющая часть наших социальных контактов утилитарна, их возникновение и содержание функционально, а на эмоцио-нальные привязанности зачастую просто не остается времени. Человек все чаще и чаще сталкивается со стрессовой ситуацией, порожденной одиночест-вом и обеднением эмоциональной жизни" [38].

В силу всех вышеперечисленных факторов жизнь современного чело-века эмоционально обеднена. Механизмы компенсации этого явления могут быть самыми различными, в том числе и общение в сети Интернет.

Итак, близкие эмоциональные контакты в Сети не только возможны, но и довольно распространенны и не то что с каждым годом, а с каждым меся-цем количество вовлеченных в них людей увеличивается. Социальные по-следствия этого явления уже сейчас значимы и эта значимость неизбежно будет возрастать. И последствия этого явления, безусловно, неоднозначны. "Как положительный фактор стоит отметить терапевтическое воздействие подобных контактов. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение эмоционально окрашено. Но в отличие от большинства других ме-ханизмов социальной компенсации "эмоциональной недостаточности" вир-туальное общение дает человеку не суррогат эмоций, а подлинные эмоции, чувства и переживания... Кроме того, что жизнь человека становится эмо-ционально насыщеннее, участниками виртуальных коммуникаций (особенно молодежью) "малой кровью" приобретается жизненный опыт. Причем этот опыт усваивается в концентрированном виде, приобретение же подобного опыта в реальной жизни сопряжено с большими, нежели в виртуальности, сложностями" [38].

Для значительной части людей (особенно для людей с физическими недостатками) виртуальные отношения являются, едва ли не единственной возможностью действовать в социуме на равных с другими и иметь нормаль-ный круг общения. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с разнообразными комплексами. Бесспорно, реализация комплексов в Сети привносит проблемы и неудобства для других "виртуалов", но реализа-ция их в реальной жизни нанесла бы несравненно больший вред.

"Однако у каждой палки два конца и у рассматриваемого мной соци-ального явления имеются и негативные последствия. Как и следовало пред-положить, эти последствия - оборотная сторона преимуществ виртуальности. В виртуальности наладить близкие отношения с человеком, безусловно, лег-че, чем в реальности. И для определенной части пользователей эта легкость делает виртуальность притягательней реальности - дружба и любовь в вир-туальности требуют от человека несравненно меньших моральных и матери-альных затрат и ответственности, чем в реальной жизни. И хотя виртуальные отношения не дают многого, что могут дать реальные, тем не менее часть людей идет по пути наименьшего сопротивления и практически ограничива-ются "виртуалом". Все это ведет к некоему компьютерному эскапизму и, безусловно, является одним из видов "Интернет-зависимости", которая уже давно тревожит психологов, социологов и других представителей социаль-ных наук" [37].

Отсюда можно выделить следующие особенности виртуальной комму-никации:

" Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, силь-ное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы сте-реотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

" Добровольность и желательность контактов. Пользователь добро-вольно завязывает контакты или уходит от них, а также может пре-рвать их в любой момент.

" Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначе-ния эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после ос-новного текста послания).

А. Е. Жичкина: "…до сих пор большинство сред коммуникации в Ин-тернете - текстовые. Это означает, что единственный источник информации о собеседнике в виртуальной коммуникации - это его текстовые сообщения. В процессе общения в Интернете, в отличие от реального общения, исходно полностью отсутствуют индикаторы социальной позиции человека и невер-бальное поведения" в том числе и "паралингвистические (вспомогательные) средства: тембр речи, акцентирование части высказывания, силы голоса, дикции, жестов, мимики" [18].

Вот как точно сформулировал сказанное Storm King: "Социальным психологам стоит обратить внимание на тот факт, что общение в киберпро-странстве - это общение при помощи текста. Здесь нет интонаций и мимики. Однако это не значит, что здесь нет чувств. Многие киберпространства рож-даются, когда какие-то люди или человек желает обсудить какую-то идею. Эмоциональная вовлеченность в обсуждаемую тему преодолевает холодную и чисто "интеллектуальную" сущность медиума и люди устанавливают эмо-циональные отношения. Люди в киберпространстве влюбляются и ссорятся, радуются и переживают. Воображение заполняет пустоты, оставленные ощущениями" [2].

Джон Сулер в своей работе "Люди превращаются в Электроников" вы-делил кроме прочих и такую особенность виртуального общения: "Это так не похоже на настоящий мир и так для него странно - в киберпространстве можно постоянно иметь под рукой (клавишей) вечные летописи того, что ты говорил, кому и когда. Так как все сетевые интеракции основаны только на документах - то есть происходят в письменном виде - мы можем даже осме-леть настолько, что скажем, будто взаимоотношения между людьми по сути задокументированы и что реальность можно в любой момент времени запи-сывать в ее цельности… Но хоть велик соблазн лелеять мысль о сохраненном тексте как об объективной записи частички живых эмоций, не менее телячий восторг охватывает от осознания величины пропасти между эмоциональны-ми реакциями на одну и ту же запись, перечитанную при разных обстоятель-ствах. В зависимости от состояния души мы наделяем написанное слово все-ми мыслимыми значениями и намерениями" [46].

Hosted by uCoz