NICK

 

Поисковики

Статьи

Поэзия

пишите мне

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

 

К электронным учебникам предъявляются иные требования, чем к печатным работам. Хотя принцип остается тот же: четкая структура, строгое соблюдение размера шрифта и его назначения и т.п.

Но если в печатных работах этого добиваются многоуровневыми заголовками и различными абзацными отступами, то в электронном варианте этого не достаточно. Преимущество электронного учебника перед печатным в том и заключается, что возможностей для лучшего восприятия материала здесь значительно больше.

Но все это лишь пустые слова, на практике же Вы сразу столкнетесь с массой трудностей. И мы видим свою задачу в том, чтобы хотя бы часть из них разрешить.

С последними версиями Microsoft Word появилась возможность перегонять уже готовые «печатные» документы в HTML-формат без особых потерь в оформлении. И многие решили, что этого вполне достаточно. Все это расплодило массу совершенно некачественных электронных учебников, как всегда в погоне за количеством мы забыли про качество. Не были использованы громадные возможности языка гипертекстовой разметки. Мы не против такого пути создания учебника и даже рекомендуем, если у Вас уже есть готовый документ, использовать Microsoft Word на начальном этапе, а затем переходить в специализированные программы или в старый добрый Notepad (Блокнот).

С развитием сети Internet появилась целая куча программ для создания и оформления HTML-документов. Большинство же из них являются совершенно бесполезными. Мы же советуем использовать ставший лидером Microsoft FrontPage.

Теперь перейдем непосредственно к созданию учебника. Если Вы конвертировали его из Microsoft Word, то советуем Вам сразу же разбить документ на несколько частей, ибо вся книга в виде одного файла слишком массивна: во-первых, скорость загрузки учебника снизится, во-вторых, затруднится восприятие материала. Целесообразнее разбить по главам: каждая глава – отдельный документ. Советуем перед конвертацией в HTML-формат убрать информацию о стилях еще в Microsoft Word, иначе после конвертации Вы получите совершенно ненужную таблицу стилей, с которой Вам придется либо смириться, либо удалять вручную.

Если же у Вас нет готового документа, и Вы приступаете к созданию электронного учебника с нуля, то избавляетесь от вышеописанных проблем. Текст для учебника можно набирать в любом тестовом редакторе и сохранять либо в формате txt, либо уже сразу в HTML (но упаси Вас Бог пользоваться для этого Microsoft Word.

Но текст – это всего лишь информационная сторона, а главное – это общий стиль оформления. Как улучшить восприятие, повысить усвоение материала? Вопрос непростой, и однозначного ответа дать нельзя. Кто-то считает, что необходимо использовать фреймы, кто-то говорит, что они только занимают место на экране, а кто-то разворачивает текст во весь экран… Мы также не знаем, что лучше, и разные учебники оформляем по-разному.

Фреймы дают возможность создания информации, которая будет на Вашем мониторе постоянно. Такой информацией может стать фамилия И.О. автора, вебмастера данные об организации (например. название учебного заведения) и т.п. Кроме того, здесь можно поместить и содержание учебника, что очень удобно для перемещения по тексту. Но фреймы отнимают довольно значительную часть информационного пространства, и на сам текст остается не так много места, как хотелось бы.

Можно организовать структуру и подобно книге, где, образно говоря, каждая страница сменяет другую. Но при этом теряется простота в передвижении по учебнику, увеличивается время загрузки, учебник становится более громоздким. Зато информационного пространства более, чем предостаточно, а передвижение по тексту можно облегчить путем вставки гиперссылок (например, в конце каждого подпараграфа), а еще лучше создание постоянно присутствующих на экране кнопок.

А если развернуть окно броузера на весь экран, то уже никакие элементы оформления (в которых тоже надо знать меру) не будут отвлекать обучающегося, и он останется наедине с Вашим учебником.

При оформлении учебника целесообразнее использовать как можно меньше картинок высокого качества, которые значительно снизят скорость загрузки. При оформлении текста советуем не создавать свои стили, не злоупотреблять со шрифтами. Лучше использовать уже созданные изготовителями броузеров стили, т.е. назначенные по умолчанию. Они очень удобны для выделения заголовков разного уровня. А шрифт также целесообразнее назначить по умолчанию. Вы таким образом избавляетесь от массы мусора, снижающего скорость загрузки.

Еще хотелось бы коснуться закладок. Целесообразнее расставлять их в строгом соответствии со структурой, т.е. в учебнике с трехуровневой структурой заголовков закладки должны назначаться трехзначными цифрами, а не понятными одному автору именами.

В заключении, хотим дать совет: не злоупотребляйте со скриптами и т.п. Вы просто можете столкнуться с тем, что в более старой версии броузера или же в другом виде броузера созданное не будет работать.

 

Н.Лежепеков

 
Hosted by uCoz