Введение
Глава I. Определение и история Интернета
Определение
История Интернета
История рунета
Социально-психологические аспекты сети Интернет
Психологические особенности Интернет-коммуникации
Социальная стратификация пользователей Интернета
Сетевой социум
Глава II. Функции и проблемы Интернета
Экономическая функция Интернета
Государственная политика в области Интернета
Проблема авторства в Интернете
Морально-этические аспекты сокрытия авторства в Интернете
Юридические аспекты сокрытия авторства в Интернете
Технологии сокрытия авторства в Интернете на современном этапе
Глава III. Интернет-журналистика
Сетевая журналистика
Интернет-журналистика
Сетевые СМИ
Перспективы развития сетевой журналистики
Интернет-реклама и электронный Public Relations
Реклама
e-PR
Интернет как средство дезинформации
Заключение
Список используемой литературы


(с) webNick 2003





Введение

Всякое масштабное, знаковое изобретение, изменяющее привычные представления об окружающей жизни, воспринимается человечеством не сразу. И с точки зрения преодоления технологических препятствий, и с пози-ции его осмысления - социального, психологического, философского, поли-тико-экономического. При этом сроки, как технологического освоения, так и его всестороннего осмысления в течение истории стремительно сокращают-ся. Осмысление Интернета, а точнее, компьютерных электронных сетей на-чалось на Западе, главным образом, в США, еще в 70-х. Тогда разговоры еще не вышли на уровень глубоких обобщений, и получилось, что серьезно наши осмысляли Интернет одновременно с американцами - в 90-е годы.

Из множества иностранных работ отметим как наиболее обобщающие, фундаментальные: Дж. А. Кейфорт "Люди и общество в Киберпространстве" [25], Элвин Тоффлер "Киберпространство и Американская мечта: Великая хартия вольностей для Века знания" [47], Пауль Треанор "Интернет как ги-перлиберализм" [48] и Дж. П. Барлоу - "Декларация независимости кибер-пространства" [6] и "Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в гло-бальной Сети" [7]. Но остановлюсь лишь на двух из них и обозначу некото-рые идеи авторов.

Пауль Треанор говорит об идеологии сетизма, которая, по его мнению, представляет собой активную, более того, агрессивную пропаганду, напоми-нающую насильственную экспансию. "Все хотят обложить нас Сетью" [48], - пишет автор и говорит о сетевом социуме: "Политико-этический вопрос не в том, как сообщество должно защищать своих членов, а в том, кто защитит остальную часть мира от Сети" [48]. В статье П. Треанора содержится масса эффектных положений, изложенных с такой основательной аргументацией и убеждением, страстью, что в них трудно не поверить. Однако слишком пря-мые аналогии с политикой, идеологией и экономикой, прямой перенос соци-ально-экономических отношений на Сеть, рассуждения о мрачности пер-спективы, взгляде на Сеть как на монополию мысли и действия, - все это, на наш взгляд, делает положения работы автора весьма уязвимыми.

Джон Перри Барлоу поднимает сложную проблему "оцифрованной собственности" [7] - многочисленных правовых аспектов, возникающих в Сети. Д. Барлоу увидел в новом изобретении коммерческую сторону. Подоб-но тому, как Д. Прайс в изобретении журнала заметил новую форму защиты интеллектуальной собственности, Барлоу это же определяет по отношению к Сети. При этом он подчеркивает принципиальное отличие от прежнего за-крепления права на изобретение. "Платили не за идеи, но за способность пе-ревести их в реальность. В практическом плане ценность заключалась в пе-редаче, а не в передаваемой мысли. Иными словами, защищалась бутылка, а не вино. Теперь, когда информация выходит в киберпространство, родной дом сознания, необходимость в этих бутылках отпадает…- все выражения, когда-то содержавшиеся в книгах, на пленках, пластинках или в информаци-онных бюллетенях будут существовать или как чистая мысль, или как что-то, очень похожее на мысль: электрическое напряжение, мчащееся по Сети со скоростью света, в условиях, при которых можно действительно наблюдать светящиеся пиксели или передающиеся звуки, но нельзя потрогать или пре-тендовать на обладание в старом смысле этого слова" [7]. Статья содержит анализ характера и разновидностей информации, затрагивает множество во-просов, связанных с экономическими отношениями в сетевом пространстве.

На данный момент статей, посвященных авторским правам в Интерне-те, десятки. Даже наиболее значительные из них трудно выделить. Это, на-пример, статьи: В.Наумов "Проблемы реализации авторских прав в сети Ин-тернет" [36]; С.Дацюк "Интерактивная деперсонализация автора" [17]; Д.Савельев "Доказать авторское право в Сети поможет…нотариус" [43]; А.Ивлев "Охрана авторских прав в Интернет: проблема, которая выдумана" [22], "Идиотизм сетевого бытия" [21]; А.Носик "Давайте ссылаться на Сеть" [39] и др.

Все эти и большинство других исследований, статей опубликованы только в Интернете, в печатном виде можно найти только разнообразные учебники и методические рекомендации как пользоваться Интернетом. В га-зетах изредка можно встретить статьи по различным сетевым проблемам. Психологам Сеть интересна как еще одно средство персонификации лично-сти, причем они рассматривают Интернет как порождение технократической цивилизации. Социологи описывают "мировую паутину" с точки зрения об-разования новых групп, общностей. Теоретики и практики журналистики размышляют о способности Сети заменить традиционные масс-медиа. К со-жалению, все это носит единичный характер. Для многих Интернет остается загадкой, неким "виртуальным", другим миром.

Хотя мы ведь и в нашем, обычном, реальном мире находимся во все-объемлющем пространстве информации. Мы воспринимаем не только сооб-щения всех видов СМИ, но также слышим, видим и читаем вокруг себя всё - афиши, надписи в магазинах, сцены на улицах, книги в библиотеках, про-граммы обучения в вузах, составляем и передаем друг другу, например, кур-совые и дипломные работы, рефераты для занятий, шпаргалки, рекламу това-ров и услуг, мы знакомимся, узнаем друг о друге, переписываемся, получая и посылая письма, говорим в режиме реального времени, встретившись где-либо, рассматриваем фотоальбомы, слушаем музыку, занимаемся научными исследованиями, делаем покупки в магазинах, заказываем авиабилеты и со-вершаем тысячи всяких других дел, - то есть, просто живем. Но ведь всё это можно делать в электронных Сетях, в Интернете. Таким образом, речь идет не о библиотеке, не об архиве, как часто представляется, а именно о жизнен-ном пространстве, о жизнедеятельности. И, если мы встречаем в Интернете всякую грязь - и политическую, и социокультурную, и просто криминаль-ную, то мы должны отдавать себе отчет в том, что все это существует и в на-шей среде обитания, так что Интернет в этом не виноват.

Поэтому не хотелось бы называть его виртуальным миром, это слиш-ком экзотично и похоже на художественный образ. Конечно, все пространст-во "всемирной паутины" - Интернета и всех других электронных сетей, без сомнения, представляет собой глобальное масс-медиа. Но если сравнение сделать еще более точным, то пространство "всемирных сетей" - это еще од-на коммуникационная среда. Именно поэтому - не виртуальный, точнее, не более виртуальный, чем обычный мир, в котором мы живем.

Общие представления о существовании глобальной компьютерной сети Интернет (и только о ней, хотя существуют десятки других), которые даются в вузах, в настоящее время крайне недостаточны. Необходимо широкое уча-стие студентов, преподавателей и научных работников как в получении ин-формации из Сети, так и в процессах ее создания и функционирования. Элек-тронные сети, в первую очередь Интернет, стали новым средством массовой информации, прочно заняв свое место в ряду других, традиционных. При этом крупные сетевые серверы, содержащие многоступенчатые каталоги с развитой корневой системой, выступают в качестве информационных агентств, постоянно обновляющих свои информационные ресурсы во всех областях знания. Кроме того, в Интернете распространена система электрон-ных периодических изданий, часть из которых является электронными вер-сиями печатных газет и журналов, другая часть существует лишь в электрон-ном виде. Это - сетевые журналы, газеты, периодические сборники статей и материалов, альманахи и т. п. Некоторые из этих изданий по богатству ин-формационных ресурсов, проблемно-тематическому и жанровому разнообра-зию, оперативности значительно превзошли все существующие печатные из-дания.

После реализации в марте 1999 года самого крупного, масштабного проекта в сетевой журналистике - создания ежедневной "Газеты. Ру" - нача-лось серьезное переосмысление возможностей периодического издания в Се-ти. Качественно новый уровень издания изменил представление о возможно-стях нового вида СМИ. Этому способствовало несколько причин. Среди них:

1. Сверхоперативность.

Редакция стала получать новости непосредственно от информационных агентств и получать по собственным каналам, передавая это на "ленту ново-стей" газеты мгновенно. Таким образом, электронная газета впервые стала оперативней телевидения, во всяком случае, между информационными вы-пусками последнего и после окончания ночной трансляции.

2. Объем передаваемой информации.

Практическая неограниченность объема информации, помещаемой в "Газете. Ру", обусловлена многими приложениями и расширениями. Ни одно бумажное и аудиовизуальное СМИ не может позволить себе неограниченный объем информации по любой теме.

3. Иллюстративность.

Цветные и черно-белые фотографии, таблицы, графики и диаграммы, а также звуковые и видеофрагменты, сопровождающие и дополняющие текст, также предоставляются заинтересованному читателю в неограниченном объ-еме, недоступном другим СМИ.

4. Авторский состав.

Редакция оперативно заказывает выступления авторам-специалистам, живущим в любой точке земного шара.

Казалось бы, многолетнее противостояние бумажной прессе, вынаши-ваемое годами и частично выстраданное ощущение превосходства над тра-диционными СМИ должны были в этих условиях усилиться. Но когда в Сети появилась электронная версия "Московских новостей", то этот факт произ-вел такое впечатление на одного из ведущих сетевых журналистов Евсея Вайнера, который в "Русском журнале" опубликовал статью "Баста, карапу-зики? Или как закалялось оптоволокно" [11], в которой высказал пессими-стические соображения по поводу конкуренции сетевых изданий с бумаж-ными. "В самое ближайшее время мы станем свидетелями того, что Интернет перестанет мыслиться как оппозиция офф-лайну. Эти два слова потеряют свой глобальный смысл и из метафизических понятий, описывающих скорее жизненные позиции, превратятся в рабочие функциональные термины. Сеть не сломает офф-лайн, все будет наоборот" [11]. Е. Вайнер утверждает, что "Газета. Ру" именно потому одна из лучших в Сети, "что похожа на лучшие издания офф-лайна" [11].

В 2000 году российский Интернет, наконец, был замечен общественно-стью страны и Правительством. Президент России В.В. Путин встречался с видными деятелями Рунета, была разработана программа действий, намечено создание ряда нормативных документов, опубликован проект указа, посвя-щенного Интернету и его правовому статусу.

Была создана Всероссийская Интернет-академия, прошла ее презента-ция, ряд встреч представителей Содружества онлайн изданий, Интернет-мост "Россия он-лайн" и т.п.

Значение Интернета для журналиста трудно переоценить. Во-первых, это источник разнообразной информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материа-лов и проведения журналистских расследований. Причем это актуально не только для столичных журналистов, но и региональных. Так по подсчетам автора более 300 предприятий, организаций и частных лиц Орловщины име-ют свои представительства в сети Интернет.

Более того, Интернет все в большей степени становится мета-источником, включающим в себя все мыслимые типы источников, - универ-сальной информационной средой. Благодаря оцифровке всего, что может быть оцифровано, и возможности немедленного доступа к оцифрованной информации из любой точки планеты, частные информационные среды (та-кие как книги, пресса, радио, телевидение, кино, устное и письменное обще-ние и т.п.) постепенно утрачивают свою специфику, сливаясь в едином ин-формационном пространстве. Сеть в настоящее время - наиболее яркое и по-следовательное выражение этого процесса.

Во-вторых, Интернет позволяет легко осуществлять поиск необходи-мых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и эн-циклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п.) и заканчивая мнениями людей по всевоз-можным поводам, высказываемыми в различных формах сетевого общения (телеконференции, форумы, гостевые книги и проч.).

В-третьих, Интернет - это эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее телефон, факс и другие привычные спо-собы связи.

Наконец, в-четвертых, Интернет во многих своих проявлениях сам по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит бурное становление СМИ нового типа.

Очевидно, что независимо от конкретной медийной сферы, в которой работает журналист (пресса, радио, телевидение и т.п.), Интернет является для него (или, по крайней мере, должен являться) важнейшим орудием труда. Как, впрочем, и для всякого человека, профессионально работающего с ин-формацией.

Целью данной работы является рассмотрение сети Интернет (основных проблем, функций и перспектив развития) с точки зрения журналиста.

Задачи: дать определение Сети, краткую историю развития Интернета, описать социально-психологические аспекты, рассмотреть проблему автор-ства, государственную политику в области Интернета, экономическую функ-цию Сети и описать такое явление, как Интернет-журналистика, сделать вы-воды о перспективах ее развития.

Мы давно занимаемся изучением сети Интернет. В 2000 году автор участвовал во Всероссийской научно-практической конференции "Информа-тизация образования - 2000" с докладом "Методология создания электрон-ных учебников" (статья опубликована в научно-методическом издании, вы-пущенном по результатам конференции). С 1999 года работает над различ-ными Интернет-проектами. Принимал активное участие в семинаре "Телеви-дение эпохи Интернет" (г. Москва), организованном АНО "Интерньюс". В своей курсовой работе "Методология воздействия на информационное поле" отдельный параграф отводился роли Сети в процессе влияния на аудиторию.

Естественно, проблемы, связанные с Интернетом и вообще с электрон-ными сетями, в том числе с периодическими сетевыми изданиями, их функ-ции и перспективы развития не могут быть полностью описаны, а, тем более, проанализированы в одной дипломной работе. Однако автор попытался дать схематичный образ Рунета, проанализировав наиболее важные, на его взгляд, моменты. И сетевые авторы, и исследователи теории и практики журнали-стики должны общими усилиями продолжить работы в этом важном направ-лении современной культуры.


Hosted by uCoz