Оглавление Вступление 3 Информационное поле 6 Структура и состав информационного поля 7 Проблемы формирования внешнего поля 8 Методы повышения качества информационного поля 9 Информационный поток 10 Виртуальная реальность 11 Процессы зомбирования человека в рамках ВР 12 Информационное поле по отношению к социуму 14 Интернет 15 Теория воздействия на информационное поле 19 Способы воздействия 19 Убеждение 19 Внушение 21 Гипноз 22 Законы успешного общения по Блэку 22 Пропаганда 23 Манипулирование 24 Составные части манипулирования 24 Морально - этическая проблема 25 НЛП 26 Модели мира 26 Инфотерроризм 27 Использование слухов 31 Принципы оценки и анализа информации 32 Достоверность и надежность материалов 33 Искажение информации и дезинформация 33 Техника интерпретации данных 34 Реклама 35 Заключение 37 Список использованной литературы 40 Вступление Во многих отношениях и под разными углами зрения журналистика привлекает пристальное внимание общества как один из важнейших факто- ров влияния на общественные процессы, особенно в бурные периоды соци- альных перемен. И естественно, что едва ли не больше других и притом ост- рее других обсуждается вопрос - является ли журналистика "четвертой вла- стью"? Диапазон мнений тут широк. Кто-то склонен ее считать просто, без всяких кавычек, четвертой властью (как некое продолжение трех других - за- конодательной, исполнительной, судебной). Кто-то видит за часто мелькаю- щими кавычками ироническое отвержение - какая же это власть, коли в усло- виях плюрализма каждый волен и может говорить, что хочет, да никто не обязан, да и не желает ее слышать. Третьи видят в журналистике реальную силу, но и кавычки не забывают поставить - не иронизируя, а отмечая свое- образие роли СМИ через метафоричность выражения. Автор видит цель своей работы в рассмотрении журналистики как ре- альной силы, не правящей, но воздействующей на аудиторию, граждан, а также методов и способов влияния на информационное поле. Здесь следует пояснить понятие информационное поле. Оно является совокупностью ин- формаций, их носителей (как субъектов, так и объектов воздействия: экспер- ты-коммуникаторы, граждане, СМИ и прочее), информационного потока и коммуникационных систем. Причем в понятие информации вкладывается не только классическое понимание, но и предпочтения, вкусы индивида, его внутренняя картина мира, установки личности, мировоззренческие стереоти- пы и т.д. Воздействие на информационное поле как синтетический вид прак- тической деятельности, связанный с разнообразными теоретическими и идеологическими областями деятельности, так же как и с другими аналогич- ными видами практики, требует известной универсальности от тех, кто этим видом практической деятельности занимается. Однако универсальность чревата опасностью «растекания по древу», то есть размывания предмета деятельности и потерей простых и четких меха- низмов и методов работы, которые необходимы такому весьма прагматично- му виду деятельности. Эта дилемма порождает необходимость появления разнообразных схем и подходов к реальной практической работе. Можно выделить ряд таких подходов, но наиболее очевидными пред- ставляются 2 из них: программно-проектный и имиджевый. Один из вариантов, весьма очевидный, может быть обозначен как про- граммно-проектный подход, применяемый для организации процесса влия- ния как в случае отдельных акций и мероприятий, так и в случае необходи- мости кампании полного цикла. Он является весьма распространенным в практике работы западных компаний, как в западном, так и в восточном по- лушарии, хотя, безусловно, в каждом случае имеются свои особенности и своя специфика. В рамках программно-проектной модели имиджевым аспектам кампа- нии безусловно уделяется внимание, и предполагается содержательная про- работка имиджа, но она имеет прикладной, вспомогательный характер. В противовес технологичности проектного подхода собственно имиджевый подход делает акцент на создании такого эфемерного образования, каким яв- ляется «имидж»..... В попытке создания целостной, гармоничной схемы имиджевый под- ход в российском варианте продвигается дальше в анализе взаимодействия компонентов имиджа с другими психологическими и социально психологи- ческими феноменами. Для этого предлагается идея «перцептивного экрана»... Эта идея почерпнута в том направлении западной психологии воспри- ятия, к которой обращаются многие современные направления, теоретиче- ские: такие, например, как психосемантика, – и практические: такие, как ней- ро-лингвистическое программирование. Имиджевый подход, как уже отмечалось выше, в своем анализе выхо- дит на такие социально-психологические уровни общения, как коммуникация и социальная перцепция. Вместе с тем, увлеченность анализом собственной имиджевых феноменов отвлекает от третьего компонента общения – процес- са интеракции или социального взаимодействия. Подводя итог, можно отметить, что при имиджевом подходе в описа- нии взаимодействия различных компонентов и процессов проектный подход становится встраиваемой технологической схемой, играя подчиненную роль, в то время как в программно-проектном подходе, напротив, имиджевый ана- лиз играет роль прагматичного дополнения к детально проработанному пла- ну действий и мероприятий. Причем парадоксально, но факт, что имиджевый анализ ориентируется в практической сфере на создание у целевой аудитории (публики, общест- венности, избирателей и т.д.) образов, которые побуждают к соответствую- щим действиям (электоральным и др.), не претендуя на какие-либо глубин- ные изменения в психологии, в то время как проектный подход вполне опре- деленно претендует на изменение социальных установок, т. е. наиболее инертных социально-психологических образований, связанных с ценностной системой человека. В своей работе мы рассмотрим информационное поле как объект воз- действия, а также основные способы воздействия на него. Информационное поле Если для определения информационного поля обратиться к физике, то найдем следующее: Это иное информационное пространство по отношению к физическому миру. Все события информационного характера, происходящие на планете, не могут быть отражены не только в одном сознании, но даже тысяча созна- ний не может вобрать в себя и десятой доли того, что происходит в различ- ных сферах пространственных уровней и поляризаций. Если на физическом плане каждый информационный штрих может быть зафиксирован и передан населению через периодические издания, в том числе и книги, то информационные потоки в сферах многомерной духовной планеты не могут быть обобщены ни средствами информации, ни информа- ционными отделами духовных сфер. Информация в духовном мире распре- делена между отделами таким образом, что каждый отдел имеет только ту информацию, которая ему необходима. Между отделами может и не сущест- вовать информационных связей, если они не работают с единым информаци- онным пространством. Причем информация отдела одного уровня может резко отличаться от информации такого же отдела, но другого уровня. Как правило, вышестоящий отдел имеет полный доступ к информации, сущест- вующей в таком же отделе, но ниже уровнем. Однако информационный об- мен между отделами может существовать, как и на физическом плане суще- ствует связь, например, между различными организациями. В то же время в Духовном мире информация является определяющим звеном в развитии структур Цивилизаций, поэтому к каждой информации существует право на допуск ограниченного контингента сторонних служб. Чтобы Цивилизация развивалась, в ее информационном поле должны присутствовать оба информационных полюса. Это создает условие для каче- ственного развития в процессе накопления знаний и опыта в широком ин- формационном спектре. Поэтому более развитый информационный спектр цивилизации создает лучшие перспективы ее развития. Это также означает, что любая проблема, с которой сталкивается Цивилизация, способна к каче- ственному анализу только в широком информационном спектре. В связи с этим информационное поле такой Цивилизации постоянно развивается и расширяется. Структура и состав информационного поля В теоретических работах по воздействию можно найти следующее: В целом информационное поле можно подразделить на собственное и внешнее. Собственное информационное поле объединяет информацию, за- рождающуюся внутри. Важно отметить, что качество собственного информационного поля в основном зависит только от позиции самого объекта. Оптимизация внутрен- него информационного поля задача достаточно простая по отношению к внешнему полю. Дело в том, что собственное поле формируется за счет внутренних ис- точников информации, которые легко можно проверить на полноту и досто- верность. В случае внешнего поля это отнюдь не гарантировано. Количество разновидностей внешней информации и ее источников весьма значительно, поэтому ограничимся перечислением основных: ? Законы, указы, приказы и другие нормативные документы феде- рального уровня ? Нормативные акты отраслевого, регионального и местного уров- ня (часто противоречивые) ? Комментарии к указанным выше нормативным актам (пресса, другие СМИ, базы данных, Интернет) ? Данные о состоянии отрасли (СМИ, Интернет, результаты заказ- ных исследований) ? Данные о состоянии мировой экономики (СМИ, базы данных, Интернет) ? Реклама и информация партнеров и конкурентов (прямая рекла- ма, СМИ, выставки, семинары и конференции, презентации, Ин- тернет) ? Информация от клиентов (обратная связь) ? Выводы консультантов и экспертов, результаты внешних (заказ- ных) маркетинговых исследований и аудиторских проверок ? И прочее… Проблемы формирования внешнего поля Кратко перечислим основные проблемы, возникающие при создании внешнего информационного поля. – Частичность информации. В ряде случаев источник дает не всю ин- формацию, а какую-то ее часть. При этом непонятно, где и как можно найти недостающую информацию. – Недостоверность информации. Часть информации (особенно в неко- торых СМИ и в Интернет) представляется сомнительной, а в ряде случаях и ложной. Тем не менее, других источников может не быть, и тогда приходится либо учитывать такую информацию, либо отказываться от нее. – Противоречивость информации. Одни источники противоречат дру- гим, причем нельзя однозначно определить достоверный источник. – Избыточность информации. Информация слишком подробна, и на выделение из нее нужной части необходимы значительные усилия. – Разнородность информации. Информация из разных источников по- ступает в различном виде (на бумаге, устно, по электронной почте, в виде графиков и таблиц, в виде Интернет-файлов разной кодировки и т.д.). Доста- точно сложно организовать унификацию такой информации для дальнейшего хранения и обработки по единой технологии. Как видно даже из этого краткого перечня проблем, формирование и поддержание в хорошем состоянии информационного поля – весьма непро- стая задача. Тем не менее, решать ее приходится, так как цена серьезной ошибки неизмеримо выше. Что же можно порекомендовать для улучшения информационного поля? Методы повышения качества информационного поля Следует сразу выделить две составляющие успеха в информационной деятельности – организационную и технологическую. Организация службы информации для сбора, хранения и обработки информации, разграничения и контроля прав доступа к ней, координации информационных потоков. Отдельная информационная служба нужна, прежде всего, для четкого определения лиц, ответственных за сбор и обработку информации, за обеспе- чение ее полноты и достоверности. Размытость полномочий и ответственно- сти в информационной работе приводит к невозможности реального контро- ля за состоянием информационного поля. При этом следует понимать различие между компьютерным и инфор- мационным подразделениями. Весьма опасна иллюзия по поводу того, что специалисты по программному обеспечению и поддержке сети ЭВМ являют- ся хорошими информационными работниками. Для сбора и анализа инфор- мации нужны совсем другие навыки и способности, чем для программирова- ния и наладки техники. Теперь остановимся на технологической стороне проблемы. Даже во внутреннем информационном поле существуют достаточно разнородные ин- формационные потоки, а для поиска и оптимизации внешней информации требуется создать информационную стратегию. Для разработки концепции и определения оптимальной структуры информационного поля полезно при- гласить внешних консультантов. Когда технология сбора, хранения, обработ- ки и анализа информации будет в целом определена, наступит этап выбора технического и программного обеспечения. Здесь следует учитывать все факторы: финансовые и организационные возможности, уже имеющиеся компьютеры и программы, опыт и квалификацию персонала, структуру и ка- чество информационного поля до начала модернизации. Последнее, что стоит обсудить в рамках этой темы, обеспечение каче- ства и полноты информации. Здесь нет единого рецепта, но при прочих рав- ных условиях следует использовать наиболее проверенные источники. Так, например, среди СМИ наибольшее доверие, по нашему мнению, вызывает пресса, так как за печатное слово предусмотрена различного рода ответст- венность, вплоть до уголовной. Пресса тоже неоднородна, поэтому каждое издание должно быть подвергнуто определенному анализу на предмет досто- верности и точности информации, публикуемой в нем. Наименьшее доверие пока все-таки вызывает Интернет, и особенно его российская часть, в кото- рой можно найти любую фантастику. Однако иногда Интернет является единственным доступным источником определенной информации (например, зарубежной). При прочих равных условиях следует использовать несколько источников. Вроде бы все это прописные истины, но серьезные провалы в бизнесе из-за информационной ошибки пока встречаются сплошь и рядом. Оценка информационных ресурсов и их источников – большая самостоя- тельная тема для анализа. Здесь мы лишь обозначили важность этой задачи. Информационный поток В качестве "посредника" между экспертами-коммуникаторами, про- фессионально оценивающими общественно-политическую ситуацию, и ря- довыми гражданами, которые воспринимают эти оценки, находятся СМИ. Но, разумеется, этот "посредник" сам является фактором влияния, так как формирует информационный поток, организует отбор информации, включает те или иные механизмы фокусирования внимания, сталкивает интересы кон- курирующих субъектов и т.д. Таким образом, информационный поток следу- ет рассматривать и изучать как самостоятельное поле мнений. Средства массовой информации в последнее время реально преврати- лись в "индустрию" со своими способами сбора и установления достоверно- сти информации, методами ее подачи. Не гнушаются ни фальсификаций, ни дезинформации, ни специальных способов и методов воздействия. На воору- жение взяты самые разнообразные формы влияния: от прямых безоснова- тельных атак-обвинений до интриг, распространения слухов, сценариев заго- воров и "мятежей". Таким образом, в масс-медиа формируется свое особое, технически и технологически насыщенное, внутреннее пространство. Виртуальная реальность Этот феномен можно определить как виртуальную реальность (ВР), или виртуальное поле, ориентированное на "привлечение" ("втягивание") в него тех, на кого оно рассчитано. Благоприятствует этому социальному явле- нию и то, что с развитием современных коммуникационных систем происхо- дят изменения в восприятии людьми самой реальности. Даже когда мы счи- таем, что владеем конкретными фактами о любых общественных или поли- тических процессах, событиях или природных катаклизмах - то и тогда необ- ходимо учитывать, что они, преимущественно, представлены нам не непо- средственно, а через СМИ после соответствующего препарирования. Раскрытие смысла и предназначения такого рода специально организо- ванного содержательного пространства ввиду его сложности сопряжено с большими трудностями (даже когда источник и способы его создания могут быть выявлены). В социальном плане распознавание виртуальных реалий ус- ложняется тем, что массовое сознание, будучи втянутым в виртуальное про- странство как на психологическом, так и на бытовом уровнях (а они уже вы- ступают как настоящие, либо являются значимыми элементами сознания), естественно, сопротивляется действиям по их "изобличению". В этом случае вовлеченное в виртуальное поле сознание человека лишается возможности анализа навязанной иллюзорности. Данный эффект достигается понятным, логическим, грамотным построением ВР в согласии с мыслями, стремления- ми, желаниями самого потребителя информации. Что касается реалий жизни - они будто бы и не существуют, или существуют на периферии сознания. А значит и не влияют серьезно на сознательный выбор личности, более того, не стимулируют выработку волевых импульсов к изменению ситуации. Этот феномен в свое время ярко описал известный психолог Виктор Франкл. Процессы зомбирования человека в рамках ВР Стадия негодования, отторжения, неприятия. Человек еще может шу- тить или негодовать по поводу абсурдности и откровенной надуманности на- вязанных аргументов, идеологем или образов. Спустя некоторое время, в ме- ру возрастания давления и соответствующего усиления негодование челове- ка, происходит своеобразное раздвоение личности: одна ее часть продолжает находиться в состоянии шока, возмущенная увиденным, а другая начинает следовать за динамикой предложенного "винегрета" домыслов, чувствуя своеобразный интерес к тому, как далеко можно зайти в искривлении дейст- вительности. Фаза адаптации. То, что ранее могло ошеломить человека или привес- ти ее к негодованию и отчаянию, в данное время становится безразличным. Появляется готовность терпеть откровенное вранье в надежде, что дальше будет что-то интересное или проявится правда. Происходит примитивизация ожиданий - в такой момент человек перестает ожидать чего-то своего, близ- кого по духу, и ждет лишь того, чтобы следующий информационный продукт не был слишком вульгарным и разрушительным. Кроме равнодушия появля- ется четко выявленное возбуждение. В результате образуется смесь апатии и агрессивного возбуждения. Беспамятство. Углубляясь в инородное информационное "болото" че- ловек перестает верить в возможность иного исхода, достижимость взаимо- понимания, душевного покоя, стабилизации личности, подъема творческих сил. Регрессия к примитивным влечениям. На этой стадии неподдельный интерес могут вызывать примитивные агрессивные и сексуальные темы. Че- ловека могут заинтересовать, например, передачи типа "Империя страсти" или "Про это". Подмена реальности. С течением времени ВР начинает воспринимать- ся как настоящая и, наоборот, повседневная реальность (человеческая и при- родная) вызывает сомнения. В узников концлагеря с течением времени воз- никало ощущение необычности мира по ту сторону колючей проволоки. Мир свободных являлся перед их глазами приблизительно так, как его мог бы ви- деть мертвец, который возвратился с того света (нереальным, недоступным, недосягаемым и призрачным). Переживание потери будущего. Жизнь потребителя ВР превращается преимущественно в ретроспективное существование. Не случайно россий- ский лидер информационных "разработок", телеканал НТВ (до скандала), очень успешно использует в своей деятельности старые советские фильмы и любую другую ностальгическую продукцию. Потеря личного культурного уклада существования, субъективно ощущаемая как потеря индивидуального смысла жизни. Без фиксированной точки отсчета в будущем человек как личность не может существовать. А по- тому, если сознание структурируется "чужеродной" информационной реаль- ностью, будущее человека выходит из сферы определения ее цели или цели защитных для человека систем (нации, государства). Жизнь гражданина как социального существа неумолимо теряет свое содержание и смысл. Зависимость. Именно ощущение смысла жизни, собственной жизнен- ной перспективы отличает взрослого зрелого человека от ребенка. Разруше- ние смыслового жизненного целеполагающего стрежня возвращает человека к ранним, детским степеням развития, когда он всячески зависел от взрос- лых. Регрессивное "детское" поведение проявляется в некритическом при- своении чужих мыслей, подражании, эмоциональном "залипании" на тех или других персонах. Бесспорно, что конструкция виртуального (информационного) поля ис- кусственна. Цель его формирования состоит, прежде всего, в привлечении в свою смысловую среду как отдельных людей, так и целых общественных слоев или групп и соответствующее создание для них "комфортных" условий иллюзорного существования. В дальнейшем через такого рода "втянутость" они становятся объектами манипулирования. Но формирование ВР преследу- ет цель не просто манипулирования сознанием. Речь идет об искусственном конструировании целого комплекса "факторов" касательно событий, процес- сов, отдельных конкретных лиц, которые обязательно находятся в соответст- вующей взаимосвязи и развитии как реальные. Такое состояние вещей обыч- но поддерживается на протяжении продолжительного времени. То есть речь идет о формировании иллюзорного псевдосмыслового пространства, которое принимается человеком не только на уровне отдель- ных своих предпочтений и вкусов, но и тотально – на уровне внутренней картины мира и установок личности. А в социальном плане – о создании ис- каженных "фантомных" общественных и политических структур. Одной из задач может также выступать реанимация и поддержка ранее сформирован- ных мировоззренческих стереотипов. Информационное поле по отношению к социуму В настоящее время тривиальным стало рассмотрение информационно- го поля как некоторого результата развития социума, его взаимодействия с природной средой и как способа организации и интеграции интерсоциальных связей. С этой бесспорной точки зрения информационная революция, созда- ние системы массовой коммуникации знаменует очередной этап обществен- ного процесса и создание обновленной среды обитания общества - "инфор- мационной оболочки, в которую человечество оказывается упакованным как в контейнер". Однако, правомерным и, видимо, более перспективным с эвристиче- ской точки зрения может стать противоположный подход: Интернет является самостоятельным и более высокого уровня субстанциональным состоянием Бытия. Он выступает по отношению к обществу, как "высшая сила", а само общество становится средой его обитания. Действительно, материальное бытие – как генетически (исторически), так и функционально – представляет собой ряд субстанциональных состоя- ний (уровней), когда в качестве исходного поля, соответственно, выступает вещественная, биологическая, социальная субстанция. Каждый данный уро- вень включает в себя в снятом виде свойства более низких состояний. С дру- гой стороны, сумма низших субстанций составляет среду обитания каждой данной. Если рассматривать развитие Бытия исторически, то есть как последо- вательное возникновение более высоких субстанциональных уровней, то можно путем экстраполяции определить не только логику, но и содержание процесса генезиса информационного поля, его характеристические черты, поскольку они доступны человеческому разуму, его место в цепи эволюции и относительно точное время его отчуждения от социума. Рассматривая перспективы существования человечества, в том числе и российского общества, необходимо, видимо, учитывать факт приобретения информационным полем уже в ближайшее время функции демиурга (в плато- новском смысле) по отношению к социуму. Интернет Мы живем в эпоху Интернета. А специалисты по воздействию опира- ются на средства коммуникации. Интернет за последнее десятилетие стал наиболее динамично разви- вающейся отраслью связи и коммуникации. Как можно использовать возможности Интернета в практике влияния? Интернет представляет собой огромное число компьютеров, объеди- ненных в одну большую сеть для обмена информацией. Обмен информацией в Интернете стандартизирован и осуществляется на основе новейших научных достижений. Интернет имеет много преимуществ: скорость (скорость передачи информации настолько выросла, что многие Интернет- коммуникации осуществляются в режиме реального времени), прямой доступ к информации (количество посетителей некоторых сайтов иногда достигает миллионов человек в сутки, что не мешает им получать информацию) и возможность хранения огромного количества информации. Общее количество постоянных пользователей Интернетом в конце ве- ка в общемировом масштабе оценочно составляло 200 млн. человек (из них россияне – примерно 1,8 млн. человек). По прогнозам специалистов, популяция пользователей Интернетом к 2005 году увеличится в полтора раза. В России количество пользователей к 2004 году возрастет до 2,5–3 млн. че- ловек. Согласно общемировым данным, в 1999 году в среднем пользователи проводили в сети по 8 часов в течение одного месяца и посещали при этом около 500 Web-страниц. Из них 80% подключались к сети для того, чтобы воспользоваться электронной почтой или для поиска информации о правительстве, бизнесе, здоровье и образовании. Сегодня специалисты из разных стран изучают, насколько эффективно применение Интернет-технологий в целях осуществления влияния. Одна из первых работ в этой области принадлежит тайваньскому студенту Х. Чену (survey web site: http://www.uh.edu/~hychen), который проводил свое исследование в Школе коммуникаций университета в Хьюстоне. Его работа представляла собой классический вариант экспертного опроса. В феврале 2000 года он разослал анкеты 1000 американских граждан. Ответили 158 человек. Из них 26,6% – служащие некоммерческих организаций, 58,2% – коммерческих, 8,9% – работали в правительственных агентствах и департаментах, 3,8% – по совместительству, и остальные 2,5% не указали места своей работы. Чена интересовал следующий вопрос: насколько Интернет способству- ет открытости, интерактивности и проактивности? Что такое открытость? В целях выживания мы вынуждены обмени- ваться информацией с внутренними и внешними аудиториями. Для увеличе- ния открытости используют такие средства Интернета, как рассылка элек- тронных писем и помещение информации на Web-сайтах. Интерактивность – это способность устанавливать и поддерживать двустороннюю связь. Самый распространенный способ реализации интерак- тивности в Интернете – проведение опросов, мониторинг чатов и т. д. Проактивность – это способность влиять на события, предвидеть их и создавать. Под проактивностью, таким образом, понимается проявление ак- тивности в изучении окружения, исследовании проблем и позиционировании в проблемном пространстве. По результатам исследования, проведенного Х. Ченом, 93% опрошен- ных согласились с тем, что их Web-сайты позволили стать более открытыми. 61,4% респондентов подтвердили, что их сайты способствуют увеличению интерактивности, так как они представляют своим посетителям каналы для высказывания мнения. Наконец, только 31,7% опрошенных заявили, что они проводят проактивную работу, то есть, мониторинги Web-сайтов, чатов, новостей с целью выявления проблемных моментов. В России, как уже было упомянуто, существует довольно большая ау- дитория Интернет-пользователей и высокообразованных специалистов в об- ласти Интернет-технологий. С другой стороны, необходимо принимать во внимание, что в силу неблагоприятной социально-экономической ситуации многим нашим соотечественникам Интернет не доступен. Необходимость использования Интернета в политической борьбе была вызвана парламентскими выборами в 1999 году. Практически все крупные политические партии и отдельные политические лидеры имеют Web-сайты (приведем лишь несколько примеров: www.kprf.ru; www.yabloko.ru; www.ldpr.ru; www.luzhkov.ru и т. д.). Появились сайты государственных органов власти (например: www.gov.ru). Крупнейшие российские газеты, теле- и радиоканалы также развивают свои Интернет-проекты. В заключение следует отметить, что Интернет представляет собой удобное и эффективное средство коммуникации. При этом, используя Ин- тернет-средства в целях осуществления влияния, особое внимание следует уделять не только открытости, но также стремиться усиливать интерактив- ность и проактивность. Невнимание к интерактивности и проактивности мо- жет привести к снижению общей эффективности применения Интернет- ресурсов в практике воздействия. Теория воздействия на информационное поле В философии влияния большое значение придается необходимости двусторонних отношений. Сейчас эта необходимость признается достаточно широко, но как ее достичь? Недостаток общения порождает множество слу- чаев непонимания, и поэтому улучшение каналов общения, разработка новых способов создания двустороннего потока информации и понимания является главной задачей любой программы по воздействию. Это весьма непросто вследствие крайней сложности механизма общения даже при наличии сильного стремления наладить его. В ходе ряда исследований выявилась и одна обнадеживающая деталь. При использовании нескольких каналов общения результат лучше, чем при простом сложении степени понимания по отдельным каналам. Это подтвер- ждает известную опытным специалистам по влиянию истину, что наилучшие результаты достигаются, когда информация по избранному вопросу распро- страняется одновременно по нескольким каналам. Способы воздействия Убеждение Убеждение подразумевает "мягкое" воздействие на индивида, ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы тем самым повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным спо- собом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или коварного внедрения в подсознание объекта. Метод убеждения задействуется для: - долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении; - привлечения к сотрудничеству; - побуждения объекта к нужному поступку. Для изменения отношения индивида к чему-либо, нужно переори- ентировать его настрой. Следует учитывать, что: - в поединке разума и установки чаще побеждает установка; - в ходе перемены установок человеку надо показать направленность и содержание необходимых изменений; все это должно быть им воспринято и понято; - изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребно- стям и мотивациям объекта; - проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принци- пиального (жизненно важного) значения для человека; - в случае полностью негативной установки, переориентация ее обычно требует специальных усложненных методов перепрограммирования психики (т.е. "промывания мозгов"...) персоны. Выбор аргументации сообразно с личностью и настроениями объекта: - проводимая идея всегда обязана находить свой путь не только к разу- му, но и к эмоциям объекта; - материал для проведения аргументации подбирается в зависимости от типа (образное - логическое) вкупе с качеством (гибкое, косное, конформное, самостоятельное...) мышления собеседника; - имеет смысл применять лишь те аргументы, каковые в виду личност- ных настроев, образа мышления, интеллекта и имеющейся информации дан- ный человек способен воспринять; - в ходе убеждения желательно использовать как абстрактные выводы, так и зримую конкретную фактуру, на которой легче убеждать лиц не вла- деющих абстрактным мышлением; - с конформистами проходят ссылки на авторитеты, красочные выс- пренные фразы и упор на чувство общности с другими; - при самостоятельности мышления человека в ход пускают логику обоснования с намеком на возможность личной выгоды как морального, так и материального плана; - при заметной косности мышления перспективно разжигание эмоций с опиранием на эмпирику. Внушение Под внушением подразумевается передача информации с внедрением заключенных в ней идей без какой-либо критической оценки и логической переработки предлагаемого. О том, что сработало внушение, а не осознанный выбор говорит сугубо эмоциональная реакция на малейшую попытку обсуж- дения "заветной истины", причем все противоречащее ей отвергается с поро- га, и чем убедительнее доводы, тем сильнее возмущение. Методы внушения используют: - для блокировки нежелательного поведения или мышления человека; - для склонения индивида к требуемому действию; - для быстрого распространения полезной информации и необходимых слухов. Проведению внушения способствуют: - полное отсутствие или чрезвычайная противоречивость текущей ин- формации; - очень авторитетный (как живой, так и печатный...) и при этом "свой" источник; - внутреннее ощущение зависимости; - сильное психофизическое истощение и переутомление объекта; - некая психологическая напряженность (гнев, экстаз, страх, поиск вы- хода из сложной ситуации...); - явная желательность или приятность внушаемого; - жесткая категоричность заявлений и требований; - шоковая неожиданность сообщения; - повторяемость подсовываемой информации; - абсолютная логичность и особая эмоциональность сообщаемого; - некоторые болезни и особенности личности (психопатия, импотенция, слабость логического мышления, суеверность, наркомания...). Так как эффективное внушение обусловливается подсознанием, пер- спективной является попытка разбудить фантазию (к примеру, эротиче- скую...) у человека, каковой при этом погружается в себя, так что грани меж- ду подсознанием и сознанием стираются. Психика в подобном случае стано- вится податливой ко всяким изменениям и к восприятию любого знания. О вхождении в такое состояние говорит расслабленность лица со всецело от- решенным и остановившимся взглядом. Оптимальную методику искусного внушения предлагает нейролингви- стическое программирование (НЛП), подробнее о котором поговорим поз- же. Превосходным каналом передачи нужного внушения служат тщательно отобранные слухи. Здесь работает тот факт, что подслушанные или вскользь уловленные идеи часто действуют сильнее тех, что навязываются впрямую. Гипноз Под гипнозом подразумевают состояние специфического сна или же зауженного осознания с совершенным отключением критического воспри- ятия и повышенной чувствительностью к внешнему внушению. Техника гипноза может быть использована: - для получения информации; - при секретной пересылке сообщений; - для забрасывания дезинформации; - с целью программирования на желаемое поведение (эпизодно или в методах зомбирования). Законы успешного общения по Блэку Теория общения, при котором информация будет понята правильно и принята к исполнению, это почти наука. Но это и загадка, над которой дол- жен постоянно думать каждый специалист по влиянию. Сэм Блэк предлагает 9 правил эффективного общения: 1. Всегда настаивайте на правде и полной информации. 2. Сообщение должно быть простым и понятным. 3. Не преувеличивайте, не набивайте цену. 4. Помните, что половина вашей аудитории – женщины. 5. Делайте общение увлекательным, не допускайте излишней скуки, обыденности. 6. Следите за формой общения, оно не должно быть слишком вычурным или экстравагантным. 7. Не жалейте времени на выяснение общественного мнения. 8. Помните: непрерывность общения и выяснения общественного мнения жизненно необходимы. 9. Старайтесь быть убедительным и конструктивным на каждом этапе общения. Пропаганда Следует не забывать и о пропаганде. Геббельс писал о пропаганде, что это инструмент политики, средство социального контроля... Переубеждение не входит в задачи пропаганды, ее функция – привлечь сторонников и дер- жать их в подчинении... Задача пропаганды при наличии соответствующих путей заключается в охвате всех видов человеческой деятельности с тем, чтобы изменить среду обитания человека и заставить его принять точку зре- ния (нацистского) движения на мир… В пропаганде не всегда учитываются этические аспекты, и слово сего- дня используется в основном для того, чтобы разъяснить те виды убеждения, которые основаны исключительно на личной выгоде и в которых для дости- жения цели бывает необходимо исказить факты или даже фальсифицировать их. Сегодняшние специалисты по воздействию на информационное поле, на- против, признают долговременную ответственность и стремятся убедить и достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений и идей. Влияние может быть успешным только тогда, когда они основаны на этиче- ских нормах и когда они осуществляются честными средствами. Манипулирование В политологической литературе, начиная с 60-х годов, подробно обсуждались две большие проблемы. Первая посвящалась развенчанию ма- нипулятивной сущности средств массовой информации (в социалистической литературе при этом добавлялось определение "буржуазных" или "империа- листических"). Вторая касалась практики "промывания мозгов" в застенках спецслужб Китая и СССР, с которой столкнулись оказавшиеся в плену участники войн на Корейском полуострове и во Вьетнаме. Постепенно – уже практически без доработки – слово "манипуляция" начало использоваться и в контексте межличностных отношений. Таким образом, процесс расширения сферы его применения дошел до той области, которая находится в фокусе рассмотрения данной работы. А именно, как по объекту (межсубъектное взаимодействие), так и по предмету (механизмы влияния) феномен манипуляции оказался в кругу проблем, волнующих непо- средственно психологию. Составные части манипулирования Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам. Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства по- дается как борьба против интересов большинства. Подобно тому, как общие предпосылки манипуляции складываются за- благовременно, конкретное манипулятивное событие также имеет некоторую предысторию своего разворачивания. В той или иной степени каждая мани- пулятивная попытка предполагает хотя бы элементы планирования, которые выливаются как в действия по подстройке к особенностям ситуации и адре- сата воздействия, так и в попытках организовать ситуацию и подготовить ад- ресата. Общение всегда происходит где-то, когда-то, при каких-то обстоятель- ствах. Организация или подбор условий взаимодействия заключается в том, чтобы проконтролировать "внешние" переменные ситуации взаимодействия – физическое окружение, культурный и социальный контексты. Физические условия – особенности окружения, определяющие обста- новку ("декорации"), в которой протекает общение: место действия (в рабо- чем кабинете, в лесу, на улице, в аудитории, в автомобиле, в постели, на кух- не и т. д.); сенсорная палитра (особенности освещения, шумы, слышимость, температура воздуха, запахи, погода и пр.), интерьер (расстановка мебели, стиль оформления, свобода и характер перемещения). Возможности, скажем, для рассеивания в нужный момент внимания адресата будут разные на улице или на кухне. Поэтому опытные манипуляторы столь внимательны к услови- ям: общеизвестны способы решения деловых вопросов в бытовых условиях, особые возможности предоставляет выезд на природу и т. п. Культурный фон – особенности ситуации общения, определяемые культурными источниками: язык, на котором разговаривают люди, насколько хорошо собеседники им владеют Таким образом, веер манипулятивных техник простирается от манипу- лирования общественным сознанием до манипулирования поведением чело- века, в том числе и политического, вплоть до его зомбирования. Морально - этическая проблема В России определяется разрушением прежних устоев и заменой их но- вой моралью. Это в значительной мере отразилось на российском политиче- ском маркетинге. Сегодня в России умение "кинуть" - переиграть, перехитрить, обмануть – многими рассматривается как достоинство, а не недостаток. Для политика или высокопоставленного чиновника, о котором говорят, что он не соответствует своему месту (должности), это звучит смертным приговором. А. Цуладзе в книге "Формирование имиджа политика в России" приводит такой пример: "...А. Чубайсу выгоднее было выглядеть обманщи- ком, вышедшим сухим из воды, чем просто некомпетентным чиновником. В первом случае, он обрел демонический ореол и нагонял страх, прежде всего на тех, кто сам этот ореол создает. Во втором, выглядит всего лишь про- штрафившимся школьником, "мальчиком в розовых штанишках", что в Рос- сии, традиционно не уважающей молодость, является самой уничижительной характеристикой". НЛП Нейролингвистическое программирование (НЛП) считается очень эф- фективным способом почти неуловимого проникновения в подсознание че- ловека и организации на этой основе эффективного взаимодействия с ним. Модели мира Если подсчитать всю информацию, каждое мгновение поступающую на наши органы чувств, то получится до двух миллионов отдельных единиц. Исследования и тесты показали, что мы можем сознательно уделять внима- ние только семи плюс-минус два частицам информации. Чтобы разобраться в окружающем мире (территории), мы отфильтровываем огромное количество информации, которую мы считаем ненужной. Информация, которую мы, от- фильтровав, вбираем в себя, формирует нашу карту реальности. Эта карта не всегда отображает территорию, с которой мы собрали информацию для ее построения. В нашу карту входят предположения, восприятия, убеждения и ценно- сти. Мы используем эту карту, управляя по ней своим поведением, поэтому важно помнить, когда и как мы отфильтровываем информацию. Модель передачи информации НЛП: ? Территория ? Фильтры o ценности o убеждения o речь o память o маркировка времени o метапрограммы ? Внутренняя карта o образы o звуки o ощущения o запахи o вкусы o внутренний диалог ? Состояние ? Физиология ? Поведение ? Результаты Подсознательно мы активно ищем ту информацию, которая поддержи- вает то, что для нас важно. Любое поведение зависит от состояния. Помня эти основы, специалист в области воздействия сможет макси- мально влиять на информационное поле. Инфотерроризм Здесь мне бы хотелось обратиться к возникающему только сейчас виду терроризма, который не является «силовым», так как его главным оружием считается информация в ее технологически уже существующем и поэтому доступном виде. Конкретное действие, поле для которого представляют сети связи, вирусы, «многоуровневые программы» компьютеров, сами компьюте- ры, а также различные виды информации, способно пользу от передачи и преобразования информации превратить в мусор. О так называемых «логиче- ских бомбах» как кумулятивных информационных снарядах (а скорее, о взрывообразно уничтожающих информацию) уже говорится, но об их при- менении – пока молчат. Хотя известно, что не только частные банки, но и Федеральный резервный банк Соединенных Штатов Америки, не спешат с оглашением каких-либо потерь, связанных с операциями хакеров- террористов, проникающих через «защитные экраны» и «кодовые фильтры», потому что публикации о подобных грабежах могли бы слишком обеспоко- ить людей, по-прежнему верящих в банковских цепных псов. В новый век человечество вступило в состоянии ожесточенной борьбы за информацию как один из важнейших ресурсов. В информационной сфере проявления этой борьбы носят наиболее ожесточенный и бескомпромиссный характер, ибо контроль над информацией дает ключ к овладению ресурсами всех остальных видов. Информационный ресурс является весьма специфиче- ской составляющей в совокупности ресурсов государства. Его объекты и объединяющая их информационная инфраструктура имеют особые про- странственно-временные параметры, не ограничивающиеся пределами на- циональных территорий. Этот факт, в частности, многое объясняет с точки зрения наднационального характера таких явлений как международный терроризм. Для воспроизводства и расширения возможностей своего воздействия с фиксированными целями или долговременными целевыми установками тер- рористическое сообщество использует механизмы рекламы, пропаганды и агитации. Целостность мероприятий этого сообщества в слое пропаганды и агитации подчиняется общим условиям "психолого-информационной" вой- ны. Форма реакции индивида ХХI века с информационными перегрузками любая: от психозов до терактов. В этих условиях рамки личной власти инди- вида и процессы ее обретения, а также крайние формы ее обретения каждым индивидом или "анатомия преступлений индивида" приобретают для всего мира кардинальное значение. Терроризм захватил умы и сознание миллионов сограждан. И этот фак- тор является определяющим в постановке вопросов противодействия теперь уже ментальному насилию. При воздействии эффективно использовать спо- собы контекстуального описания в СМИ событий мировой значимости. За- действование визуального и аудиального ряда дополняется фактором распро- странения информации посредством обыденного, слабо контролируемого сознания рядового гражданина той или иной страны. Отсутствие грамотно построенной концепции взаимодействия между- народной общественности в освещении террористических актов неизбежно приводит к разобщенности усилий в преодолении ментального терроризма и психореабилитации его жертв. ...если на любом опасном производстве есть свои "Правила техники безопасности", включая, так называемую "защиту от дурака", то в области освещения террористических актов требования психологической безопасно- сти еще только предстоит осмыслить. Субъекты военной политики, планируя и осуществляя свою деятель- ность, уделяют значительное внимание тому, как она будет представлена в средствах массовой коммуникации. Неслучайно в военной стратегии появил- ся термин "информационное обеспечение ТВД". ...Начавшуюся инфекционную атаку террористов против США и дру- гих стран можно рассматривать расширительно – как глубоко продуманный, особый прием информационного терроризма, действующий в масштабах це- лых стран. Об этом свидетельствует начавшаяся паника американцев. Они уже опасаются получать обычные письма, предпочитают меньше летать на самолетах. Резко возросла общая этническая подозрительность. Иными сло- вами, миря является свидетелем начавшегося психоза населения США, веро- ятно затронувшего и их вооруженные силы. Хорошо, что в России этого пока нет, но в будущем полной страховки не может быть от такого вида террориз- ма. Главная идея террора - устрашать общество и таким способом управ- лять. Между тем, понятно, что устрашать нужно тем, чего общество боится. Сейчас оно широко используется. Беда американцев была в том, что они са- ми построили свои "страшилки" в массовой культуре. В голливудских филь- мах позиционировано как беззащитное. Беззащитное перед ракетами, летя- щими на города, на самое богатое в мире общество, небоскребы, символы американского процветания, на Пентагон, символ военной мощи, на Капито- лии и т.п. Беззащитное против биржевого кризиса, устраиваемого террори- стом или маньяком. Общество не скрывает, что есть вещи, которых оно боит- ся. Этим его и вещают, и пугают. 11 сентября материализовалась самая страшная голливудская "страшилка". Для террора нужна своего рода питательная среда. Нужна, как указы- вают специалисты, "массовая истерия"... Необходимо оптимизировать подбор количества и состава основных источников информации, позволяющих моделировать реальную ситуацию по борьбе с терроризмом, прогнозировать ее развитие в ближайшей и отдален- ной перспективе. Во-вторых, следует добиваться системности работы с ин- формационными источниками. Применяемые методики сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации должны пересекаться и взаимодополнять друг друга. Достоверность информации может быть обес- печена использованием научно обоснованной методологической базы, во- первых, для разработки теоретических положений и инструментария сбора первичной информации, во-вторых, для выбора и адаптации технологии ана- лиза первичной информации. Необходимым условием существования терроризма в мире является наличие в нем информационно изолированных анклавов. Такая изоляция по- зволяет подавлять рефлексивные процессы в мышлении людей и осуществ- лять манипулятивные воздействия на них в интересах идеологов терроризма. Сама же идеология терроризма базируется на социальных, имущественных, расовых, образовательных и других различиях в обществе. Информатизация открывает для каждой личности пути преодоления всевозможных различий способами, альтернативными терроризму: снятием их остроты или снятием их в принципе посредством перехода личности на более высокий уровень мышления и оперирования. Международный терроризм правомерно считать разновидностью соци- альных технологий, управляющее воздействие которой заключается в акте террора и его максимально широкой информационной трансляции, обеспе- чивающей шокирующее влияние и давление на общественное мнение и на лиц, принимающих политические решения. ...Такое определение роднит международный терроризм с такими пре- имущественно позитивными социально-информационными технологиями, как пиар, маркетинг, реклама и прочее... Кризис управляемости современного общества имеет своей основой многие причины ...среди них – новый информационный режим, сформиро- вавшийся на рубеже ХХ и ХХI вв. Появление реальной возможности использования информационных технологий в преступных, в том числе террористических и военных целях, создание нового вида оружия – информационного, резко усилили потенциал традиционных форм терроризма, превратили классическую террористиче- скую деятельность в супертерроризм – терроризм информационной (послея- дерной) эры. Сегодняшняя задача СМИ всеми силами бороться с этой новой формой террора – инфотерроризмом. Использование слухов Часто в своей работе приходится сталкиваться с такой формой инфор- мации как слухи. Слухи можно определить как официально неподтверждаемые сообще- ния, циркулирующие по межличностным горизонтальным каналам. Многие из них, как правило, правдоподобны, а нередко и достоверны, причем пере- дают и распространяют их даже те, кто этому ни капельки не верит. Относиться к любым слухам следует предельно осторожно, никогда не забывая о стремлении людей выдавать предполагаемое за действительное и о вероятности забрасывания кем-то целевой дезинформации. При ведении активной игры тщательно подобранные слухи часто за- пускаются для: - оптимального распространения правды; - создания определенного мнения о событии, ситуации или человеке; - подготовки окружающих (путем притупления их реакции) к намечае- мому деянию; - обхождения официальной цензуры; - выяснения отношения людей к сообщаемому; - разжигания смуты, страха и неуверенности. Заурядный компрометирующий слух "растворяется" за две недели, хотя действие его обычно продолжается и дальше. Человек передает подхваченные слухи из-за свойственного всем жела- ния похвастаться, а поэтому перехватить их можно где угодно и от кого угодно. Очень активны в этом отношении все коммуникабельные люди, все- гда имеющие самые обширные социальные и деловые контакты. Принципы оценки и анализа информации Полученные разнообразными путями данные станут полезными лишь после того, как все они подвергнутся необходимому анализу и предельно точному истолкованию. Подоплека многих деловых неудач заключается не в игнорировании информации, а в ее ошибочном анализе. Сведения, как правило, оценивают по достоверности, значимости, со- гласованности, полноте, возможности использования. Достоверность и надежность материалов Любая поступающая извне информация характеризуется определенной степенью достоверности, в частности зависящей от степени надежности ис- точника и того, откуда он ее получил. Никогда не стоит забывать, что не вызывающий сомнений источник иной раз способен передать явную дезинформацию, а совершенно ненадеж- ный тип – сообщить ценнейшие данные. При наличии каких-либо сомнений в достоверности дошедших до вас данных, их полезно отложить про запас в ожидании других подтверждающих или опровергающих фактов. Искажение информации и дезинформация Следует учитывать, что поступающая к вам фактура может быть: - подсунута источнику как дезинформация; - искажена им преднамеренно; - изменена - произвольно или непроизвольно - в ходе ее передачи. Уст- ные сообщения циркулирующие по горизонтальным и неформальным кана- лам, менее подвержены искажениям, а вот информация, поставляемая на- верх, чаще приукрашивается (ввиду явного желания угодить, получить воз- награждение, избежать наказания...), чем наоборот. При намеренной дезинформации применяют как заведомую ложь, так и утонченную полуправду, исподволь подталкивающую воспринимающих к ложным суждениям. Наиболее распространенными приемами здесь являют- ся: - прямое сокрытие фактов; - тенденциозный подбор данных; - нарушение логических и временных связей между событиями; - подавание правды в таком контексте (добавлением ложного факта или намека...), чтобы она воспринималась как ложь; - изложение важнейших данных на ярком фоне отвлекающих внимание сведений; - смешивание разнородных мнений и фактов; - сообщение информации такими словами, которые мож- но истолковывать по-разному; - неупоминание ключевых деталей факта. Для успешности борьбы с вероятной дезинформацией следует: - различать факты и мнения; - понимать, способен ли информатор по своему положению иметь дос- туп к сообщаемым фактам; - учитывать субъективные (самомнение, фантазийность...) характери- стики источника и его предполагаемое отношение к выдаваемому сообще- нию; - применять дублирующие каналы информации; - исключать все лишние промежуточные звенья; - помнить, что особенно легко воспринимается та дезинформация, ко- торую вы предполагаете, или желаете услышать. Техника интерпретации данных Польза от наличествующих материалов резко возрастает, если прояс- нены их значения; истина обычно раскрывается не в исходных данных, а в их точном истолковании, ибо конкретный факт можно уяснить лишь в сочета- нии с другими фактами. Переработка информации после предварительного собирания фактуры и конкретной постановки проблемы подразумевает: а) систематизацию фактов, которые сортируют по степени их отноше- ния к тому или иному вопросу; б) выявление, основываясь на интуиции, ключевых моментов; в) построение предположений, объясняющих основные факты; г) получение, при необходимости, дополнительных данных; д) оформление выводов и их проверка на соответствие другим фактам. Иной раз полезно прокрутить полученную информацию среди лиц имеющих к ней некоторое отношение, полагая что они помогут выявить ка- кие-либо связи с некоей побочной информацией. Высказав определенное предположение, его тщательно проверяют на стыкуемость со всеми данными и когда здесь обнаружится значительная не- увязка, а факты явно правдивы, – требуется изменить суждение. Ложная интерпретация фактуры вероятна, если: - представлены не все материалы, - некоторые из имеющихся под рукой фактов сомнительны, - все внимание сосредотачивается лишь на тех сообщениях, кои под- тверждают ожидания и предположения аналитика. В некоторых случаях перспективно идти не от фактов к построению гипотезы, а от выдвигаемой гипотезы к имеющимся фактам. Исходя из этого выведите ряд предположений о намерениях и определите действия, должные последовать при каждом из них. Сопоставив мысленные ситуации и налич- ные реалии, отберите ту гипотезу, каковая соответствует большинству имеющихся фактов. Реклама Реклама является одним из средств связи с общественностью, есть все основания отнести ее к способам воздействия. Тот факт, что реклама оплачивается, не меняет сути ее определения, данного выше. Этот вопрос редко подвергается глубокому рассмотрению, и результа- ты обычно превалируют над логикой. Часто предпринимаются попытки най- ти разницу между общей рекламой и рекламой с целью активизации сбыта. Иногда высказывается мнение, что первый вид рекламы можно отнести к влиянию, а второй – ни в коем случае. Спор лишен логики, поскольку даже в рекламе конкретного изделия образ фирмы присутствует и оказывает воздействие на общественное мнение. В рекламном деле допустимо, купив место на полосе периодического издания, публиковать что и как угодно, лишь бы это было в рамках приличий. При стремятся к воздействию на об- щественное мнение. Заключение Россия чуть позже, чем весь остальной мир вступила в XXI век. Однако уже сегодня профессия специалиста по влиянию – одна из наи- более востребованных, уважаемых и высокооплачиваемых. Число высших учебных заведений, готовящих дипломированных специалистов, растет, словно образование в этой сфере пытается наверстать упущенные время и возможности. Только в Москве и Санкт-Петербурге порядка тридцати таких вузов. Так что, перспективы обнадеживающие. Если бы только не сложности с чистотой понимания теории и профессии. Именно здесь кроется секрет по- пулярности так называемых легких, простых в применении техник, позво- ляющих далеко не всегда этически приемлемыми способами добиться сию- минутных успехов (выгоды). Позитивная, конструктивная деятельность в этой области – путь, кото- рый еще в прошлом веке избрали практики и теоретики, раньше многих осознавшие перспективность, необходимость влияния для гармонизации об- щественных отношений в целом. К сожалению подобная деятельность еще не получила в России своего полного развития, она привязана к крупным политическим акциям, типа пре- зидентских и парламентских выборов, выборов в региональные органы вла- сти, а также развивается как бизнес в рамках рекламных и promotion- кампаний крупных компаний, холдингов, корпораций. Работа в области влияния представлена направлениями: ? Предвыборные технологии и политPR. ? Собственно кампании по: ? работе с информацией на поле mass-media посредством прес- сы, радио, TV, других медиа-каналов, включая Internet, теле- тайп, телефакс и т.д. ? работе на поле непосредственного взаимодействия и контак- тов с любыми внешними для субъекта организациями и людьми, включая государственные структуры, общественные организации, частный бизнес и просто людей – на встречах, переговорах, презентациях, во время выставок, форумов и конференций. ? "Внутрифирменное". ? Прикладные исследования: социологические, социально- психологические, демографические; маркетинговые исследования и маркетинговые стратегии. ? Работа с личным имиджем любого, кто в этом заинтересован. В области связей с общественностью работают как специализирован- ные агентства, так и другие структуры. Сферы деятельности специализированных агентств: политическое кон- сультирование и политический Image-making, создание концепции, планиро- вание и формирование имиджа российского бизнеса и конкретных фирм, создание личного имиджа руководителей государственных структур, обще- ственных формирований и частных компаний. Среди других организаций выделяются рекламные агентства полного цикла, имеющие подразделения, специально занимающиеся проектами в области влияния. Выставочные ком- пании целенаправленно развивают одно из направлений – организацию вы- ставок, форумов( а также круглых столов, презентаций, конференций и т.д.), предоставляя их участникам и услуги в области рекламы и promotion. Иссле- довательские и маркетинговые фирмы зачастую выполняют заказы не только связанные с изучением аудитории, рейтингов политиков и бизнесменов, предпочтений, общественного мнения и пр., но и берутся за полномасштаб- ные акции и кампании, предполагающие разработку стратегии, взаимодейст- вие с mass-media, имиджевые технологии и др. Внутрифирменное направление представлено главным образом пресс- службами, пресс-центрами, часто пресс-секретарями, и реже – департамен- тами по связям с общественностью. Такие департаменты, отделы или управ- ления могут себе позволить центральные государственные органы. Ряд издательских структур выпускает периодические издания по рек- ламе и маркетингу, в которых нередко можно встретить, особенно в послед- нее время, информационные материалы по влиянию. В последнее время поя- вились новые издания, но все же с сожалением следует отметить, что специа- лизированных журналов очень мало. Дальнейшие пути развития деятельности по влиянию на информацион- ное поле зависят от развития глобальной ситуации в России, как в политиче- ском, так и в экономическом контексте. Происходит перегруппировка сил: образовании групп, консорциумов, появлении новых, амбициозных структур, откалывающихся от уже устоявшихся "китов". Внутри агентств и консор- циумов происходит функционализация связей с общественностью путем вы- деления специфических функций и направлений деятельности, дробления крупных направлений на более специальные. Но генеральная линия уже видна: разрозненные проекты и программы различных агентств и других структур, выстроятся в достаточно ясную и прозрачную деятельность, вклад в которую своими профессиональными уси- лиями осуществляют психологи и социологи, экономисты и специалисты по управлению и организационному развитию, политологи и консультанты по предвыборным технологиям, спичрайтеры, журналисты, специалисты по внешнего имиджа: визажисты, стилисты и фотографы..., а также другие про- фессионалы. Список использованной литературы 1. Д. Викторов «Пиарова победа» (http://reputation.narod.ru/) 2. Лукашев А.В., Пониделко А.В. «Анатомия демократии, или Чер- ный PR как институт гражданского общества». Бизнес-Пресса, Спб. 2001, 235 стр. 3. С. Блэк «Паблик рилейшнс – что это такое?» (http://reputation.narod.ru/) 4. Материалы круглого стола руководителей ПР-отделов ведущих российских компаний и независимых экспертов, проводимой журналом «ИнфоБизнес» (http://www.ibusiness.ru) 5. Г. Франк «Манипулируемый человек» (http://aif.yaroslavl.ru) 6. К. Фарбер «Манипулируемое общество» (http://aif.yaroslavl.ru) 7. Г. Шиллер «Манипуляторы сознанием» (http://aif.yaroslavl.ru) 8. А. Цуладзе «Формирование имиджа политика в России» (http://prometeus.nsc.ru) 9. Журнал «Советник» (http://www.sovetnik.ru/) 10. Р.Ронин «Своя разведка» (http://users.kaluga.ru) 11. Введение в информационную физику (http://ckr.nm.ru) 12. Журнал «PRInfo. PR в российском контексте» (http://prinfo.webzone.ru/) 13. Журнал «Со-общение» (http://www.soob.ru/) 14. Журнал «PR News» (http://www.prnews.ru) 15. Илья Быков «PR в эпоху Интернета» (http://prinfo.webzone.ru) 16. Анатолий Гусаковский «Черный, черный, черный PR» (http://prinfo.webzone.ru) 17. Резюме Материалов Научно-практического семинара - Круглого стола - «Политические технологии и PR против международного терроризма» (http://prinfo.webzone.ru) 18. Татьяна Алексеева «Нейролингвистическое программирование и Public Relations» (http://prinfo.webzone.ru) 19. Анатолий Гуцал, Сергей Недбаевский «Виртуальная тюрьма» (http://www.niurr.gov.ua) 2