В.И.Есин Особенности взаимодействия печатных СМИ и аудитории Психологическая культура журналиста: основные понятия. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. У каждого журналиста - свой личный психологический опыт. Он определяется такими категориями, как: -здравый смысл; -профессиональная интуиция; -психологический талант. Эти составляющие образуют (сознательно или бессознательно) практическую психологическую культуру журналиста, базирующуюся на обыденно-профессиональном сознании. Но сюда необходимо систематически вносить научные знания. Их дает психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Подлинная психологическая культура журналиста - это культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении в нормы повседневного поведения, органическом соединении психологических знаний с профессиональной, правовой и нравственной культурой и социологическими методами познания и отражения действительности. Психологическая культура журналиста - это: -психологическое познание самого себя как личности и профессионала (формируется специфический "внутренний мир", журналистский ракурс видения мира, имидж как система личностных характеристик и соответствующий стиль поведения, образ жизни); - знание психологии людей и их поведения, проникновение в сознание и подсознание других в процессе межличностного общения и овладение психологическими методами воздействия на массовое сознание и поведение аудитории; - парадигма профессионального мышления и форм журналистского труда и творчества, которое проявляется в создании журналистской картины мира, в отношении и взаимодействии с аудиторией; - постоянное изучение социально-психологических законов, дающих системное представление о закономерностях психологических законов, лежащих в основе жизни социума, общественных явлений, массовой коммуникации и индивидуального творчества. 2.Особенности журналистского творчества Различают два типа деятельности нервной системы: художественный и мыслительный. Любое творчество субъективно, то есть несет отпечаток личности автора, его позиции, предпочтений, привычек. Но помимо субъекта доминантами в творческом процессе также выступают объект творчества и содержание действительности. Особенность журналистского творчества заключается в том, что все эти три стороны должны находиться в центре внимания, в органическом сочетании, не тормозить развитие друг друга. Объект, например, требует от журналиста органического сочетания художественных и исследовательских способностей, связи эмоционального и рационального, понятийного и образного начал. Часто встречающееся противоречие - знание получено в научной форме, а мыслит журналист в обыденной. Иногда сложные явления упрощаются, невольно вульгаризируются. Из-за неправильного раскрытия причинно-следственных связей следствие нередко выдается за причину. Это настраивает на постоянное совершенствование журналистом своей социологической культуры, то есть освоение научных путей постижения истины. Отличительными особенностями журналиста-профессионала всегда было уважение к точному знанию и его носителю, осознание приоритетности информации специалиста по отношению к субъективным реакция на мир корреспондента. Недопустимо стремление подменить знание собственным разумением. Чтобы не исказить и не обезобразить действительность, журналист должен постоянно психологически контролировать себя, свое восприятие и способ обработки текста. А для этого он должен знать психологические особенности своей личности, особенности работы над текстом, особенности взаимодействия с аудиторией. 3.Объекты и субъекты творческого процесса. Главные объекты творческого журналистского процесса: -окружающая действительность, которая предстает в виде отдельных фактов, их совокупности, событий, явлений, причинно-следственных связей между ними; -личности (как отдельные, так и группы, общности); -их деятельность; -социальные институты; -аудитория СМИ. Главные субъекты: -средства массовой информации, -журналисты, -аудитория СМИ, -социальные институты. На разных стадиях общения, творческого процесса, в разных условиях объекты и субъекты могут меняться местами, выполнять задачи другой стороны. Это вытекает из особого характера взаимодействия СМИ и аудитории как участников процесса массовой коммуникации. 4.Главные фигуры СМИ и их характеристики. Основные компоненты структуры СМИ: -источники информации (социальные институты, индивиды, документы); -коммуникатор (журналист, коллектив редакции, авторский актив); -сообщение (газетный материал, передача); -канал (материально-техническая база); -аудитория. Это не просто коммуникационная цепочка - это система. Ее компоненты образуют целостность, единство. У этой системы есть две особенности. Она имеет дело с живыми людьми, удовлетворением их духовных потребностей и интересов. И эффективность системы определяется степенью ее воздействия на общественное и индивидуальное сознание и социальное поведение людей. Другая особенность состоит в том, что главными фигурами в СМИ были и остаются журналист с одной стороны и аудитория - с другой. Журналист - обладает личной индивидуальностью. Но всегда воспринимается аудиторией как представитель редакции. Это публичная индивидуальность, ангажированная социальными группами и институтами. Результат его деятельности - сообщение -всегда итог коллективной работы редакции, которая также находится под влиянием различных социальных факторов и норм (финансирование, рекламодатели, учредители, законы). Аудитория также имеет свои особенности: -размеры носят неопределенный характер; -реципиенты разобщены; -непосредственная "обратная связь" отсутствует; -восприятие информации многофакторно и ситуативно; -сильно влияние "коллективного бессознательного"; -часть информации интерпретируется "лидерами общественного мнения" и обретает двухступенчатый характер; -поведение аудитории нередко непредсказуемо из-за психологического "эффекта бумеранга", когда пропаганда достигает обратных целей. Взаимодействие СМИ и аудитории сейчас приобрело особую значимость, так как печать выступает одним из главных гарантов демократии, гласности и контроля над властью. В информационно-коммуникационном процессе на одном полюсе - такие факторы СМИ, как: -личность журналиста; -качество материала (образность, логичность, аргументация, эмоциональность). На другом - аудитория и ее психологические механизмы: восприятие, эмоции, память, понимание, стереотипы, установки, "психологические барьеры"... Базовые категории: -система ценностей, -установки, -убеждения, -нравственные императивы. Журналист имеет дело как с индивидуальной, так и с коллективной психологией. 5.Общение: структура, содержание, языки. В центре системы - человек. Он проявляет себя в общении, познании, деятельности. Понятие "общение" означает объединение, слияние, образование некой целостности, обмен информацией, взаимопроникновение. "Философский энциклопедический словарь" - это "процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей). Теория коммуникации - это "процесс циркуляции информации в обществе, передачи того или иного содержания от одного сознания к другому посредством знаков". Психологическая основа общения - родовая потребность человека в контакте с другими людьми, объединение с ними. Принято различать три основные формы общения - межличностное (взаимодействие двух-трех или более людей, состоящее в обмене между ними информацией), межгрупповое (коллективное в малых группах) и массовую коммуникацию (общение больших социальных групп и общества в целом). При межличностном и межгрупповом общении оно носит преимущественно личностный характер. Субъект и объект общения постоянно меняются позициями. Характерна непосредственная обратная связь. Массовая коммуникация имеет ряд своих особенностей, которые заметно отличают ее от первых двух форм. В практической деятельности журналист имеет дело со всеми формами социального общения. Но главное поле деятельности - массовая коммуникация. И межличностное, и межгрупповое, проявляясь на стадии подготовки материала для СМИ, чаще всего становятся исходным моментом процесса массовой коммуникации. Общение имеет три взаимосвязанные функции: -коммуникативную (обмен информацией между общающимися индивидуумами и массами), -перцептивную (процесс восприятия человека человеком, познание друг друга и установление понимания), -интерактивную (взаимодействие, то есть не только обмен информацией, знаниями, идеями, но и организация действий - обмен действиями). Процессы коммуникации и перцепции обеспечивают конечный момент общения - взаимодействие (интеракцию). Содержание общения составляют собственно психологические процессы обмена информацией (значениями). Восприятия человеком друг друга и установления взаимодействия людей в межличностном, групповом общении и массовой коммуникации. Входе исторического развития общения и познания люди выработали определенные языки общения: вербальные, невербальные, конституциональные (физиогномика). Вербальные языки - письменный и звуковой. Это определенная знаковая система, имеющая свою семантику, грамматику, фонетику, синтаксис и лексику. Невербальные языки - жесты, мимика, пантомима (оптико-кинетическая система), тембр голоса, тональность, паузы, смех, слезы (пара- и экстралингвистическая системы), пространственное общение (проксемика), визуальное общение (контакт глаз). Конституциональный язык учитывает характеристики тела человека (рост, овал лица, форма носа, цвет волос и т.д.) в связи с его психическими свойствами (темперамент, характер, установки) и поведением. В процессе общения эти языки переводятся на язык психических свойств, психических ситуаций и психических эффектов. Глубокое знание форм общения, практическое овладение языками - одна из важнейших сторон профессиональной и психологической культуры журналиста. 6.Особенности массовой коммуникации как вида общения. Журналист имеет дело со всеми формами социального общения. Однако главное поле его деятельности - массовая коммуникация. Это вытекает из природы журналистики как средства массовой информации. Особенности массовой коммуникации: -это общение в больших социальных группах, -реализуется через специальные каналы, которые превращают непосредственное общение в массовое, -осуществляется через знаковую систему, учитывающую специфику каналов и массовой коммуникации (знаковая система - это нечто вроде специального аппарата, с помощью которого передается значение, то есть смысл, содержание, мысль), -"отсроченная" обратная связь, так как журналист и аудитория разделены в общении пространством и временем. Из наличия каналов вытекают такие особенности массовой коммуникации: -социальная ориентированность, -институциональность, -организационно-управленческий характер. Информация в массовой коммуникации предназначена не для общения одного-двух человек, а для больших социальных групп. Потому все средства массовой информации независимо от форм собственности выражают интересы определенных социальных групп. 7.Технологии профессионального общения журналиста. При общении с участниками процесса массовой коммуникации журналист должен четко и полно представлять и учитывать психологические особенности каждой из сторон. Одно из главных требований - ответственная оценка своих способностей, профессиональных качеств. Он должен определить свое отношение к аудитории, к власти, к своему нравственному и профессиональному долгу. В соответствии с этим и определяется цель и задачи того или иного выступления в СМИ, общения со своей аудиторией. В процессе общения журналиста главной задачей является достижение высокой эффективности взаимодействия с объектом. Если это источник информации, то многое будет зависеть от того, как выглядит журналист, как говорит, как действует, как знает других, как умеет воздействовать на сознание и эмоции собеседника и т.д. Чтобы достичь цели общения, необходимо учитывать интересы и ценности адресата, его предрассудки и ожидания. Нужно умело использовать свой социальный статус и имидж, уметь перевести официальное общение в доверительное, личное. Нужно уметь в каждом конкретном случае найти такую форму и манеру поведения, которые способствовали бы оперативному и полному решению поставленной задачи. Необходимо научиться соразмерять ситуацию со своими возможностями, браться за серьезную проблему тогда, когда полностью уверен в ее разрешении. 8.Личность журналиста и ее роль во взаимодействии с аудиторией. Основной доминантой, определяющей все психологические особенности журналиста как личности и профессионала, является общественный, публичный характер деятельности всех работников СМИ. В отличие от политиков, юристов, педагогов общественная деятельность журналиста осуществляется в особой, образно публицистической форме. Труд журналиста так же отличается от труда представителей творческих профессий - писателя, поэта, режиссера. Он характеризуется -высокой оперативностью, -социальной направленностью, -специфическим отношением к самому себе и своей профессии, -особыми взаимоотношениями с аудиторией. Основная деятельность журналиста - сбор, обработка и распространение социальной информации в ее специфической форме - журналистской информации. 9.Социально-психологические типы журналиста. Социально-психологические типы журналистов разных эпох (проф. С.М.Виноградов); -собиратель и распространитель "чистой информации"; -интерпретатор знаний, добытых другими; -ремесленник, вынужденный продавать свой труд, чтобы жить; -политический писатель, борец за справедливость, пропагандист, агитатор, организатор; -подручный партии; -репортер в погоне за сенсациями, готовый на персональный журналистский "подвиг"; -разгребатель грязи; -мистификатор, манипулятор сознанием, магнат прессы... На формирование личности и типа поведения журналиста заметное влияние оказывают такие его качества, как характер и темперамент. Характер - ядро личности. Одни считают его врожденным и неизменным, другие - определяемым средой. Ближе всего к истине - диалектическая взаимосвязь "внутреннего" и "внешнего" факторов формирования характера. Различаются характеры личностные и социальные. С личностными связано выделение четырех типов темперамента (Гиппократ, Кант, Павлов): -сангвиники (лат sanguis - род пад sanguinis - кровь, жизненная сила) - характеризуются живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций; -холерики (греч chole - желчь) - характеризуются быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике; -меланхолики (греч melaina chole -черная желчь) - характеризуются повышенной впечатлительностью, относительно незначительным внешним выражением чувств, меланхолик - это человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, подавленности; -флегматики (греч phlegma -слизь) - характеризуются медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств вовне. Сложный ритм жизни, разнообразие ситуаций, с которыми сталкивается журналист, влияние воспитания, культуры, усложнение мотивов поведения - все это способствует стиранию четких граней, соединению отдельных черт темперамента в том или ином лице. Внешнее проявление темперамента ослабляется, сознательно приглушается (одна из черт личности - артистизм). Среди социальных типов характера важную роль играют два - рыночный и продуктивный. Рыночный тип социального характера журналиста характерен для современного общества. Журналист-рыночник осознает себя одновременно продавцом и товаром. У него нет индивидуальности, обладает эклектичным (эклектизм - механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов), манипулятивным мышлением, эгоистичен, агрессивен. Готов на все, вплоть до дезинформации. Продуктивный тип противостоит рыночному. Это независимый, честный, творчески мыслящий журналист. 10.Социальный имидж журналиста. В обществе складывается разное отношение к деятельности журналиста. Это зависит от многих факторов. Но вместе с тем можно выделить некоторые качества, которые способствуют созданию особо привлекательного имиджа журналиста. По типу контакта складывается социальный имидж: -дружеский (главная черта - привлекательность), -авторитарный (динамизм), -экспертный (компетентность). По типу близости: герой (идеальная личность), антигерой (простой человек, "один из нас"), мистическая личность ("чужой нам, но необычный"). По функциям: учитель, вожак, кумир, командир, мэтр... По типу текста и особенностям мышления: миротворец, моралист, прагматик, игрок, психоаналитик. В реальной жизни все сложнее. Часто - сочетание разных типов. Разные группы аудитории представляют журналиста по своему. Главное - четкая социально-политическая, нравственно-этическая и мировоззренческая позиция журналиста. Имидж - следствие этих позиций, а не наоборот. 11.Виды журналистской идеологии при взаимодействии с аудиторией. Можно выделить несколько типов "журналистской идеологии" по отношению к аудитории. И.М.Дзялошинский называет три главных. 1.Авторитарно-технократическая идеология. Читатель здесь - объект управления и воспитания. Журналист - "колонновожатый". 2.Информационно-познавательная идеология. Журналист - информатор. 3.Гуманитарная идеология. Журналист ведет равноправный и уважительный диалог с аудиторией, психологически находясь как бы внутри нее. В 90-е годы прошлого века шла эволюция от первого типа к преимущественно второму. Снизился процент представителей и третьей группы. Это свидетельствует о пока достаточно низкой толерантности в обществе, отсутствии плюрализма, определенной ангажированности журналистов. Однако все отмечают, что в конкретной деятельности большинство журналистов все же держит в центре внимания своего творчества интересы и запросы аудитории. 12.Текст как главное средство воздействия на аудиторию. Под текстом в журналистике понимают публикацию в прессе, теле- и радиопередачу, сообщение в internet. Соответственно, текст передает вербальную, акустическую или визуальную информацию. Общие черты текста: -отражает мир социальной реальности и творческое "я" журналиста, -несет отпечаток источника информации, -создается с учетом канала коммуникации, -подчиняется профессиональным критериям, выработанным коллективом, где работает автор. Текст строится на основе фактов и событий социальной действительности. Но эта действительность в тексте соединяется с представлением о ней журналиста, автора, его отношением. Важно как можно полнее донести социальное значение материала до аудитории. Это один из критериев профессионализма. Необходимо не только отобрать типичные факты, но и "перевести" информацию на такой язык общения, чтобы читатель адекватно воспринял ее. Об этом должен заботиться каждый журналист. Ориентированность на аудиторию органично встраивается в структуру текста. Тексты бывают интегрирующими, то есть ориентированными на все слои аудитории, и дифференцирующими, рассчитанными на ту или иную группу. Если учитывать реакцию социальных институтов, деятельности которых касаются журналистские материалы, то их можно подразделить на: -нейтральные - тексты для всех, не требующие немедленной реакции СИ; -требующие оперативной реакции СИ и не рассчитанные на массовую аудиторию; -предназначенные для всей аудитории и требующие реакции СИ; -рассчитанные на одновременное воздействие на массовую аудиторию и СИ, с их соответствующей реакцией. При анализе любого текста можно выделить три аспекта восприятия социальной действительности в журналистском тексте: -событийно-прогностический (описываются реалии действительности - факты), -культурно-исторический (образы культуры и прецеденты истории - образы), -идеолого-этический (постулаты идеологии и нормы морали -постулаты). Факт, образ, постулат - элементы журналистского текста, элементарные выразительные средства журналистики. 13.Свойства журналистского текста. Главные требования, которым должен соответствовать журналистский текст: -объективность (соответствие действительности), -оперативность (своевременность), -актуальность (действительная значимость, злободневность), -релевантность (соответствие информационным запросам аудитории). Критерии качественного уровня текста: -способность представить неискаженную картину действительности (если текст не совпадает с реальным опытом аудитории, автор или СМИ перестают пользоваться их доверием); -определенное социальное действие, соответствующее конкретному обществу и времени (отображает существующую действительность). Для более точного восприятия журналистского текста он должен обладать рядом свойств, делающих его понятным для читателя: -близость понятиям, представлениям своей аудитории, -ситуативность, то есть исходить их конкретных ситуаций и фактов, -драматизм, то есть подача фактов, ситуаций в развитии, в движении. Помимо того содержания, что зафиксировано определенной системой знаков (слов, предложений), в любом тексте содержатся интертекстуальные элементы, образующие дополнительные значения. Особо важное значение для правильного понимания журналистского материала имеет подтекст. Подтекст - это дополнительное семантическое образование, возникающее в пределах текстового материала и в определенной степени скрытого в нем, всегда неявного, требующего домысливания. Журналист должен уметь пользоваться этим приемом расширения значения своего произведения, Только надо реально представлять, сможет ли читатель понять то, что хотел сказать "между строк" автор. 14.Логические законы и логические ошибки. Требования логики, предъявляемые к тексту: точность, определенность, непротиворечивость, обоснованность и последовательность мышления. Только при строгом их соблюдении можно добиться правильного выполнения основных логических операций - умозаключения, доказательства, определения и т.д. Требования логики вытекают из четырех основных логических законов. Закон тождества - связан с требованием однозначности, определенности мысли в процессе размышления. Он говорит о том, что каждая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Наиболее типичная ошибка журналистов, связанная с нарушением этого закона, - подмена тезиса, смещение плана изложения материала. Закон противоречия гласит, что не могут быть одновременно истинными противоположные суждения об одном и том же предмете, если они высказаны в одно и то же время и в одном и том же отношении. Закон исключенного третьего вытекает из первых двух и утверждает, что два противоречащих друг другу высказывания об одном и том же предмете, взятые в одно и то же время в одном и том же отношении, не могут быть одновременно ложными: одно из них непременно истинно, а другое - ложно, третьего не дано. Закон достаточного основания выдвигает требование доказательности суждения и помогает избежать субъективизма. Он утверждает, что всякая законченная мысль должна считаться истинной только в том случае, если известны достаточные основания, в силу которых она считается истинной. Знание и применение этих законов поможет журналисту логически правильно построить аргументацию своей позиции в том или ином материале, добиться точности и убедительности своих выводов. Другие логические ошибки, допускаемые журналистами: неправильное установление причинно-следственных связей, употребление взаимоисключающих понятий, ошибки двойного смысла и т.д. 15.Аудитория в структуре СМИ. Очень часто говорят только о воздействии средств массовой информации на аудиторию. Между тем последняя является не только объектом воздействия со стороны СМИ, но и субъектом в массовом общении, осуществляемом с помощью СМИ. Сам процесс общения требует, чтобы он был двунаправленным. У аудитории есть свой внутренний мир (он шире, чем у каждого отдельного журналиста), есть свои психология и идеология, есть право на самостоятельное, независимое от СМИ потребление информации. Аудитория - это активная, самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ часть журналистики как функционирующей системы. Она читает газету, если ощущает, что СМИ несет значимую для нее информацию, удовлетворяет их нужды. Активность аудитории проявляется через "обратную связь", которая в массовой коммуникации хотя и отложена во времени, но существует у каждого СМИ. Читатели обращаются в газету со своими мнениями, впечатлениями, просьбами, пожеланиями, предложениями, суждениями о проблемах. Очень часто читатели сами становятся авторами, выступают в СМИ. Чтобы активизировать этот процесс взаимодействия, журналисты должны хорошо знать свою аудиторию (как реальную, так и потенциальную), учитывать ее интересы и потребности, понимать ее нужды, представлять возможную реакцию на тот или иной материал. Журналист, готовясь выступить в газете, должен представлять социально-демографический состав своих читателей: образование, основные профессии, место жительства, возраст, пол, семейное положение и т.д. Чтобы добиться понимания у той или иной группы, он должен искать точки соприкосновения с ней, ориентироваться на ее уровень, учитывать ее психологию. Важно знать характер и состояние массового сознания: взгляды и убеждения, цели и стремления, ориентированность в политической жизни, отношение к власти и оппозиции, участие в партиях, союзах... Необходимо хорошо знать и информационное поведение своей аудитории: источники регулярно получаемой ею информации, отношение к различным изданиям и программам, мотивы обращения к СМИ, предпочтения тем, рубрик, форм, характера изложения, авторов. Ориентируясь на них, легче достичь взаимопонимания, легче достичь заданной цели. 16.Информационное поведение аудитории. В основе налаживание тесных и прочных взаимоотношений СМИ и аудитории лежит точное знание и учет в своей деятельности ее потребностей, интересов, мотивов и ценностных установок. Под потребностью понимается объективная нужда в информации, которая ориентирует читателя в окружающей действительности. Потребность в большинстве случаев имеет общезначимый характер. Но для читателя очень часто главным, определяющим при выборе источника информации, формировании отношения к нему, отборе материала для чтения, освоения является информационный интерес. Интерес особым образом связан с потребностью. Интерес основан на потребностях и отражает их. Но не всегда потребность может быть отражена в интересе. Забота журналиста - удовлетворение потребностей. Понимание их лежит в основе направления и информационной политики каждого СМИ. Однако аудитория может в своем информационном поведении руководствоваться собственными интересами, которые могут не только отличаться, но и быть противоположными, а также ложными, извращенными, вульгарными, недостойными человека, идти вразрез с подлинными нуждами. Журналист должен понимать и учитывать это. Закон деятельности журналиста -такое удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов. Материалы должны не только отвечать интересам, но и через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности. Очень важно представлять мотивы обращения к источникам информации (почему хочу знать, зачем нужна информация?). Главные из таких мотивов: -ориентационный (факт, смысл и связи, закономерности), -выработка и укрепление социальной позиции, подходов, взглядов, -престижный (самоуважение, признание окружающих). -утилитарный (практически полезная информация для труда, политической деятельности, самообразования), -рекреативный (отдых, развлечение, заполнение досуга), -культурного развития, -познавательный, -установления контакта с людьми. Интересы и мотивы формируют систему предпочтений тем, областей жизни, проблем, авторов. Знание их позволяет понять, что реально получает из СМИ аудитория. Если те или иные интересы и мотивы остаются неудовлетворенными, у аудитории возникают запросы. Это обращенные к СМИ пожелания, в которых выражается стремление получать определенную информацию. Журналистика, если рассчитывает на эффективное выполнение своей информационной политики, должна прямо или косвенно выполнять требования аудитории, то есть ее интересы, мотивы, запросы, предпочтения. Они напрямую связаны с восприятием аудиторией журналистских материалов, так как способствуют созданию психологических условий доверия и взаимопонимания, которые помогают принятию и усвоению даже самых сложных проблем. 17.Аудитория и особенности ее восприятия журналистских текстов. Чтобы быть понятым аудиторией, журналист должен знать свою аудиторию, особенности восприятия ею журналистских материалов. Массовая аудитория в массовом обществе обладает своей специфической психологией, без знания которой журналист не может стать профессионалом. Читатели, так же, как и журналисты, по-разному относятся к массовой коммуникации и СМИ, видят в них удовлетворение своих личных и общественных потребностей, исходя из своих интересов, ценностных ориентаций и социальных установок, воспитания и социальных ролей. Эти отношения могут быть эмоционально дружескими, агрессивными, безразличными, дифференцированными ("свои газеты - хорошие, остальные - плохие"), недифференцированными ("все газеты - врут", или "написано - значит правда"), персонализированными на уровне социального отношения, то есть как к социальным институтам государства и общества. Можно говорить о наличии своеобразной психологической "идеологии" у аудитории СМИ, имеющей много общего с "профессиональной идеологией" журналистов. Их три: -информационно-познавательная - характеризует в целом нейтральное отношение аудитории к СМИ, в котором читатель удовлетворяет прежде всего свои информационные потребности в новостях, профессиональные интересы, реализует необходимость ориентации в окружающем мире (удовлетворяет "информационная" газета); -потребительская - характеризуется отношением к СМИ как объекту, обязанному удовлетворять те потребности индивида, которые кажутся лично ему наиболее значимыми без учета потребностей всего общества и культуры ( печать - средство психологических разрядок, развлечения и укрепления личного престижа), наиболее внушаема и поддается манипулированию, созданию ложных потребностей (читатель - активный потребитель сенсаций, масс-культуры, криминальных новостей, компромата, мыльных опер, поп-музыки), построена на стереотипах, мифологемах, конформизме; -гуманитарная - читатель находит удовлетворение своих духовных и общественных потребностей, эстетических вкусов, моральных и интеллектуальных интересов, характеризует отношение к СМИ как к одному из средств познания мира, как к партнерам, помощникам и даже друзьям, не терпит менторского тона и дезинформации. В соответствии с социально-психологическим состоянием аудитории выделяется три типа читателей в зависимости от ориентации на те или иные органы информации: духовно-личностный, профессионально-функциональный, потребительский. Исходя из ценностных ориентаций, социальных установок и стереотипов, мотивы и установки потребителя информации на стадии поиска и контакта с ней делятся на: -информационный мотив (потребность в информации и социальной ориентации), -эмоциональный, -прагматический, -социальный (потребность в общении). Исходя из предпочтений аудитории, выделяют пять мотивов: ориентационный, престижный, утилитарный, познавательный, контактный. Наиболее близкой к аудитории является концепция учета комплексных интересов читателя, так как в категории интереса концентрируются потребности, мотивы и ожидания. Вместе с тем важен и подход к аудитории, как к самостоятельной, самодостаточной коммуникативной системе, а не просто объекту воздействия СМИ. 18. Способы психологического воздействия СМИ на аудиторию. Существуют всесторонне разработанные и изученные способы воздействия на сознание и поведение индивида в процессе общения. Это - подражание, внушение, заражение, убеждение. Механизмы их осуществления сложны и взаимосвязаны. Они действуют комплексно и широко применяются в массовой коммуникации. Здесь достаточно глубоко и полно изучено влияние внушения, формы его проявления. Однако в полной мере используются все способы. Подражание - это копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности. С подражанием связаны такие понятия как установки, нормы, ценности, если в их основе лежит влияние лидера, авторитета. Распространенной формой является конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Заражение - это такой эмоционально-психологический настрой, при котором происходит бессознательное коллективное или индивидуальное воздействие на аудиторию. Здесь особенно велико влияние харизмы авторитетного лица, мнение лидера. Наиболее распространенным в СМИ способом является внушение. Это такое воздействие на личность, которое приводит либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного чувства, состояния, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Широко используются такие приемы и эффекты, как манипулирование, мифологизация, имиджмейкерство, стереотипизация. Убеждение - это воздействие, ориентирующееся на развитое мышление, на развернутую систему знаний индивида, на твердо сформировавшиеся идеи и социальные установки. В отличие от других способов это сознательное, интеллектуальное воздействие. Оно требует широкого использования разнообразных логических приемов аргументации, доказательства своих позиций. Особенно сложно вести убеждение в условиях, когда с помощью внушения, заражения или подражания в аудиторию внесены неправильные, чуждые принципы и позиции. Умелое владение приемами убеждения - признак высокого профессионализма журналиста. 19.Психологические эффекты в журналистике. В современной журналистике широкое распространение получили приемы и методы, позволяющие воздействовать на аудиторию в выгодном для связанных с данным СМИ кругам направлении с целью получения определенного эффекта. Знание этих приемов позволяет искать наиболее эффективные методы противодействия, нейтрализации вредного воздействия. Манипулирование общественным мнением, индивидуальным и массовым сознанием с помощью СМИ стало во всем мире средством психологического обеспечения политических целей и одним из способов управления обществом как в тоталитарных, так и демократических государствах, Идеологический плюрализм, гласность, наличие оппозиционных газет, законодательства о свободе печати, моральных кодексов журналистов лишь ограничивают, но не исключают манипулирование. В основе манипулирования лежат такие психологические способы, как внушение, заражение и подражание. Оно использует не убеждающее, а эмоционально-волевое и бессознательное воздействие, особые социальные установки. Одна из целей манипулирования - сделать аудиторию внушаемой, податливой для пропагандистского и управленческого воздействия. Мифологизация - это использование специально придуманных картин мира, описаний и оценок событий и явлений с целью маскировки реальной действительности для обеспечения стабильности того или иного режима. Пропагандистские мифы мистифицируют действительность, создают "ложное сознание". Особое влияние они оказывают на молодежь, которая, не имея личного опыта и наблюдений, в последние годы воспитывается на всевозможных фальсификациях исторического процесса, примитивном понимании демократии, рыночной экономики, извращенных нравственных постулатах и установках. Стереотипизация сознания - это использование специально внедряемых в обыденное сознание априорных суждений, обретающих силу нравственного закона. Психологические стереотипы помогают быстро и "экономно" воспринимать явления жизни, но, с другой стороны, они тормозят творческие начала в человеке, зомбируют сознание. В процессе формирования стереотип проходит три стадии - выравнивание, усиление и ассимиляцию. В соединении с приемами манипулирования стереотипизация сознания дает высокий пропагандистский эффект. Идентификация - это сложный процесс уподобления себя значимому другому как образцу. Отождествляя себя с большими и малыми группами, общностями, люди принимают их цели, нормы и ценности, осознают, в чем состоит его личный и общественный интерес, каким должно быть его социальное поведение. С другой стороны, крушение групповых идентификаций, разрыв преемственности и нарушение традиций влечет за собой массовую дезориентацию и воспринимается в массовом сознании как гибель, распад привычного образа мира. Имиджмейкерство - это создание сфальсифицированного образа товара, человека, явления, но частично опирающегося на реально существующие качества. Имидж сгущает краски образа и тем самым выполняет функцию механизма внушения. Здесь активно используется эмоциональная сфера психики человека, специально заданные социально-психологические установки, ассоциативная память, воображение, различные формы внушения, заражения, подражания. Широкую практику получили "утечки" секретной информации, распространение через печать слухов, публикации компрометирующих материалов. Клипмейкерство - это применение специального способа подачи информации, основанного на органическом соединении двух контекстов - визуального и смыслового. Главный принцип - максимум эмоций и минимум сознания. Характерны назойливость и агрессивное навязывание. Это ведущий метод деятельности развлекательной и "желтой" прессы. Психологическая ставка делается на эпатаж, секс, мазохизм, насилие и внешнюю аполитичность. Убеждающее комментирование - это способ воздействия на аудиторию, основанный на знаниях с привлечением опытных журналистов и компетентных специалистов. Решающую роль играет личность комментатора, доверие к нему аудитории. Общение ведется в форме откровенного диалога, "двустороннего" анализа сообщений. 20. Результаты взаимодействия СМИ и аудитории. СМИ и аудитория - самостоятельные участники процесса массовой коммуникации, каждый преследует свои цели, решает свои задачи. Исходя из этого, формируется их отношение друг к другу. Социально-психологические отношения этих участников процесса общения строятся достаточно сложно. Это могут быть: -информационное давление (аудитория - толпа, объект манипулирования и управления со стороны журналиста), -отчуждение (взаимное недоверие как ответная реакция аудитории на неадекватное отражение действительности), -информирование (взаимная заинтересованность в получении объективной, плюралистической и правдивой информации), -воспитание, просвещение (журналист - просветитель, способствует росту знаний, формированию духовных и нравственных ценностей у аудитории), -диалог, партнерство (отношение друг к другу как к ценности, личности, установление равноправных, партнерских взаимоотношений, стремление к совместному решению возникающих проблем. Результатом взаимодействия аудитории и СМИ может быть один из следующих эффектов: -утилитарный (разрешение жизненных проблем), -престижный, -эффект усиления позиции, -эффект удовлетворения познавательных интересов, -эмоциональный, -эстетический, -эффект комфорта. 9